Они могут все: и роды принять, и преступника остановить

Наталья Ардалина
Инспектор дорожно-патрульной службы Николай Гущин, ГИБДД
Инспектор дорожно-патрульной службы Николай Гущин

В этом году исполняется 78 лет со дня образования Госавтоинспекции. Первых «гаишников» во всей стране было всего 57 человек в семи отделениях. И они сразу стали  настоящей элитой правоохранительных органов. В первых правилах от 1936 года говорилось: «Все уличное движение обязано придерживаться следующего порядка: пешеходы уступают дорогу ручной повозке, повозка - извозчику, извозчик - автомашине, а автомашина общего назначения - всем машинам специального назначения и автобусу». В правилах многое поменялось, а вот назначение службы осталось ровно таким же, как и задумывалось в далеких 30-х годах: предотвращать дорожно-транспортные происшествия.

В Ставропольском городском отделе ГИБДД работает инспектор дорожно-патрульной службы Николай Гущин. В следующем году исполнится 30 лет с тех пор, как он после армии пришел на работу в ГАИ. И все эти годы Николай Васильевич поддерживает порядок на дорогах нашего края. В свое время ему предлагали сменить дорогу на кабинет, но Николай Васильевич каждый раз отказывался: «Не мое это, кабинетная, бумажная работа. Мне интереснее на улице, с людьми, я понимаю, что здесь мое место, здесь я принесу больше пользы».

За прошедшие годы было все, вспоминает Николай Васильевич, и хорошее, и плохое, и смешное, и страшное. Вот, например, один из ярких примеров: в самом начале своей служебной деятельности, в далеком 1989 году, Николай Гущин дежурил на Надеждинском посту. Вдруг подлетел автомобиль, из него выскочил перепуганный мужчина, который скороговоркой выпалил: «Мужики, жену везу в роддом, похоже, не успеваю, рожает, помогите!»

Конечно, сотрудники милиции учились оказывать первую помощь в экстренных ситуациях, но это и для них оказалось неожиданностью. Однако не растерялись: женщину устроили на посту, вызвали «скорую» и кинулись останавливать все проезжающие мимо машины в надежде «поймать» врача. И поймали-таки. Медик, кстати, почти не удивился, довольно спокойно начал готовить все необходимое для приема ребенка. К самому важному моменту подоспела и скорая помощь.

Уже через несколько минут встрепанный папаша держал на руках новорожденного сына. Мальчишка родился здоровеньким, крепеньким. «Мобильных телефонов тогда еще не было, даже адрес не взяли, - рассказывает Николай Гущин. - Было бы интересно узнать, кем парень вырос, ему ведь уже лет 25 должно быть».

Вообще, у работы в дорожно-патрульной службе масса своих сложностей. Первое, что приходит в голову, — они в любую погоду на улице. Не важно, дождь или мороз, изнуряющая жара или ураганный ветер. Даже наоборот: инспектора в таких экстремальных условиях только усиливают свое присутствие на дорогах, чтобы помогать попавшим в беду автомобилистам. Так, нынешней зимой, когда заметало все пути, движение ограничивалось по очень многим направлениям. В какой-то момент осталась практически «дорога жизни» от Ставрополя через Тоннельный, по которой и пускали весь транспорт. Но и там случались такие переметы, что застревали не только легковушки. В один из самых суровых дней слетел с трассы рейсовый автобус «Ставрополь - Краснодар», полный пассажиров. Автобус скатился с горки, благо, спуск оказался пологим, никто не пострадал. Хотя двери поотламывались...

А люди, понятное дело, не планировали таких экстренных ситуаций, да и вообще наша зимняя одежда не сильно рассчитана на 30-градусный мороз с ураганным ветром. Пассажиров на попутном транспорте отправили обратно в Ставрополь, на автовокзал; для автобуса вызвали эвакуатор, помогли вытащить его — за то время, что ждали спецтехнику, автобус успело хорошенько замести снегом.

Счастье, что все остались живы. К сожалению, такое случается далеко не всегда. На памяти Николая Гущина немало случаев, когда помощь оказывать было уже некому. Николаю Васильевичу довелось немало времени отдежурить на загородных постах. Если городские аварии не так часто заканчиваются летальным исходом, то на трассе любая ошибка или лихачество грозит смертью. Один из самых страшных случаев произошел под Темнореченской: старенький «Запорожец» красного цвета на полном ходу влетел под массивный КрАЗ и загорелся. Все было кончено в считанные минуты, из обгоревшего остова автомобиля пришлось доставать уже только тела...

Не раз приходилось сотрудникам ДПС и помогать при тяжелейших ранениях, полученных в аварии: «Впечатление, конечно, страшное, но берешь себя в руки, забываешь обо всем, начинаешь останавливать кровь - по сути, это главное, чем мы можем помочь до приезда «скорой». Получается, что на счету Николая Васильевича немало спасенных жизней тех людей, которые могли бы просто не дождаться приезда врачей, не окажись поблизости патрульного экипажа...

Сами «гаишники» считают свою работу довольно обычной. А если посмотреть со стороны, чего только не было за годы службы: наркотики находили в автомобилях, оружие, а сколько пьяных извлекли из транспортного потока, не сосчитать. Это самые опасные люди, считает инспектор, их ни в коем случае нельзя выпускать на дорогу, они ведь могут не только сами пострадать, но и еще кого-то фактически убить. Не дай Бог, что-нибудь случится, потом сам себе не простишь...

К сожалению, с каждым годом обстановка на дорогах лучше не становится: в первую очередь, транспорта становится все больше и больше, и каждый стремится доехать быстрее. Раньше, понятно, и автомобили были другие, пока их разгонишь до той скорости, с которой гоняют сейчас... Самые «безбашенные» водители — юнцы, недавно получившие права, считающие, что они уже все умеют и воспринимающие остальных участников движения исключительно как помеху для себя. И даже штрафы их редко пугают: пока пару раз не попадут в ДТП, не успокоятся. И хорошо, если без тяжелых последствий...

Появилась на городских дорогах и другая категория водителей - блондинки из анекдотов. Николай Васильевич описывает ситуацию: в городе проводят праздничные мероприятия, центр стал пешеходной зоной, все дороги перекрыты, причем капитально — поперек улиц стоят КамАЗы. Подъезжает к этому месту девушка на иномарке, практически упирается капотом в грузовик и спрашивает: «А что, проехать нельзя? Никак-никак нельзя? Ну мне очень надо!» Впрочем, ко всем водителям инспектора относятся без предубеждения, бывает, что девушки ездят гораздо лучше парней.

У самой службы нынче есть все, чтобы эффективно выполнять свои задачи. Если когда-то Николай Гущин начинал службу на мотоцикле с коляской, то сейчас у него новенькая «шкода» со всем необходимым оборудованием: видеорегистратор, ГЛОНАСС, алкотестер, компьютер, подключенный ко всем базам данных, и многое другое. Сегодня дежурному не нужно вызывать все патрульные экипажи, чтобы узнать, какой из них ближе к месту происшествия: он просто смотрит на экран и набирает сразу нужный номер. Хотелось бы, чтобы эти вызовы как можно реже были связаны с авариями. Госавтоинспекция — та служба, о которой можно сказать: пусть у них будет как можно меньше работы, тогда и нам на улицах и дорогах будет спокойнее.

праздник, ГИБДД