От «Газостанции» до 45-й Параллели

Лариса Ракитянская

Сегодня Ставропольскому муниципальному унитарному троллейбусному предприятию исполнилось 50 лет

Водитель троллейбуса С. Н. Аракелян к выходу на линию готов. (Фото Юрия Рубинского), водитель, троллейбус
Водитель троллейбуса С. Н. Аракелян к выходу на линию готов. (Фото Юрия Рубинского)

Для СМУТП «полтинник» этот похож на синусоиду: взлет, кульминация, падение, снова взлет. История первого и единственного пока электрического транспорта в Ставрополе знавала как лучшие, так и сомнительные времена. Главное, что в день полувекового своего юбилея здесь полны оптимизма, и взгляд в будущее у каждого работника день ото дня становится все уверенней.

103 с половиной километра -

такова протяженность контактной линии. Для Ставрополя с его «волнистым» рельефом — это своеобразный рекорд. Особенно в условиях сегодняшнего дня, когда главные дороги города кажутся все более узкими, а конкуренция у троллейбуса — все очевидней. Прибавилось личного автотранспорта, а общественный остается таким же необходимым, как и в далеком 1964 году, когда окраина Ставрополя находилась в районе краевой клинической больницы, а маршрут был один - «Газостанция - ж.-.д. вокзал».
А теперь по городу бегает восемь маршрутов, их обслуживает 10 тяговых преобразовательных подстанций. Всего на балансе СМУТП числится 95 единиц подвижного состава, и на линию ежедневно выходит 65-70 «рогатых».
50 лет назад на предприятии работало всего 35 человек, а сегодня — 450. И здесь немало ветеранов - людей, награжденных правительственными наградами. Среди них (редкая нынче профессия!) - кузнец Петр Александрович Мельников, кавалер ордена Октябрьской Революции, водитель-наставник Павел Иванович Гриненко - заслуженный работник ЖКХ, Любовь Пантелеевна Гамбурцева, инженер по социальным вопросам - почетный работник горэлектротранспорта, Михаил Михайлович Мусаелян, работник депо.
СМУТП в 2002 году было награждено Дипломом администрации г. Ставрополя как победитель конкурса на звание «Лучшее предприятие города». Есть за что — число перевезенных пассажиров за 50 лет, вероятно, уже миллиардом душ исчисляется, ведь только в 2013 году троллейбусники обслужили 9 млн 791 тысячу человек, а за первое полугодие нынешнего — уже почти четыре миллиона!

Наше достояние - люди

Самое большое достояние коллектива — это высококвалифицированные работники уникальных профессий: кузнец, электромонтер, мойщик подвижного состава, кондуктор, дежурный электромонтер тяговой подстанции и контактной сети. Да даже водитель троллейбуса — товар на рынке труда нынче — штучный, если не сказать — единственный в крае!
Только представьте, были же времена, когда женщина — водитель троллейбуса — была чуть ли не такой же редкостью, как космонавт. Не поверите, чтобы крутить баранку, нужен был не только навык водителя, но и ... привлекательная внешность. Не всякая проходила «кастинг»...
Этот секрет мне открыла Любовь Пантелеевна Гамбурцева, чей трудовой стаж на предприятии лишь каких-нибудь два годика не дотянул до 50-летнего юбилея — а то бы с полным правом ровесницей предприятия ее можно было бы считать! Начинала она с работы на тяговой подстанции, была дежурным электромонтером. Эта работа всегда остается «за кадром» для пассажиров.
- Энергослужба — как наше сердце, - говорит Любовь Пантелеевна. - Когда оно четко и безупречно работает, мы о нем и не думаем, а вспоминаем только тогда, когда случается сбой. Если на подстанции дежурят грамотные специалисты, а ликвидируют обрыв контактного провода грамотные электромонтеры, то последствия сбоев, аварий проходят быстро и незаметно.
Окончание на 2-й стр.
Начало на 1-й стр.
«Контактникам», как мы их называем, приходится ликвидировать обрывы провода в любую погоду, в дождь, снег, гололед, вьюгу - под открытым небом. Так же четко и слаженно работают слесари, электрики, электрогазосварщики и другие специалисты депо. Они стараются качественно отремонтировать троллейбусы и подготовить к выходу на линию...
Труд всех работников предприятия будут отмечать в день юбилея. Почти 90 человек получат Почетные грамоты органов власти города и края, предприятия.

И профсоюз сохранили!

Любовь Гамбурцева в нашем разговоре вспоминала прошлое и говорила о сегодняшнем дне:
- Большую роль в коллективе играет наша первичная профсоюзная организация. В нее входит почти 97 процентов работников. Профсоюзные активисты настойчиво отстаивают их права, добиваются соблюдения законодательства о труде, принимают непосредственное участие в подготовке проекта и заключении коллективного договора, отраслевого тарифного соглашения, в которых установлены и сохраняются многие социальные льготы для работников. Сейчас мы все уверенней себя чувствуем, зная, что предприятие сохранится, троллейбус по-прежнему будет занимать достойное место на улицах города и в жизни его жителей.

Будущее начинается сегодня

Важную роль в сохранении предприятия и в стабильной его работе занимает позиция городской администрации: фактически его спасли от «растаскивания» по разным формам собственности, от банкротства, да что там — от полного уничтожения. Сейчас руководство города, понимая необходимость улучшения качества обслуживания пассажиров, приняло принципиальное решение: объединить два муниципальных транспортных предприятия — Ставропольское муниципальное унитарное троллейбусное предприятие и муниципальное унитарное автотранспортное предприятие. Да, сегодня производственные мощности СМУТП используются на 60 процентов. Но освободившаяся территория МУАП позволит администрации города более эффективно использовать ее для других целей. И тут есть еще один «момент экономии» — исключение издержек на оплату аренды земли. Ну и расходы на коммуналку значительно уменьшаются. Прибавьте к этому выгоду от сокращения непроизводственных пробегов автобусов при подаче и возврате с маршрутов.
Но кто может «пощупать» выигрыш горожан? Только мы сами! Ведь введение в действие единого расписания движения для маршрутов троллейбусов и автобусов, дублирующих друг друга, с закреплением их за диспетчерской службой СМУТП позволит увеличить пассажиропоток на 900 тыс. человек.
Еще один шаг в будущее - введение единой электронной формы безналичной оплаты проезда на общественном городском транспорте в рамках внедрения универсальной электронной карты в Ставропольском крае, или единого электронного билета.
А для цивилизованного решения проблемы транспортного обслуживания горожан необходимо еще и кардинальное обновление и увеличение численности парка подвижного состава!
- На начальном этапе для этого предприятию необходимо приобрести не меньше 50 троллейбусов и 40 автобусов, – говорит руководитель троллейбусного предприятия Сергей Хуртаев. - Это огромные деньги, но затраты того стоят, и об этом всерьез думают в администрации Ставрополя, потому что город кровно нуждается в обслуживании пассажиров, живущих в районах новостроек. Нужны нам и комбинированные маршруты «автобус-троллейбус» - по одному билету... Конечно, для всего этого СМУТП нужно много что сделать. К примеру, развивать контактную сеть, ведь она с 1985 года не расширялась и не модернизировалась. В связи с интенсивной застройкой города такая необходимость возникла. Поэтому будем строить еще 25 км контактной сети и четыре тяговых подстанции. Сейчас разрабатывается подробный бизнес-план - с конкретными сроками исполнения и расчетом средств. Так что скоро мы увидим и услышим, как зазвучат в салонах троллейбусов названия новых остановок:«Сигнал» – военный городок», «45-я Параллель – «Олимпийский», «45-я Параллель – 6-я поликлиника», «Пр. Кулакова – 9-я поликлиника»...

СМУТП, троллейбусы, юбилей