От поля до прилавка

Сергей Гаврилюк

Предприниматели Нефтекумского района Ставрополья ищут пути сбыта производимой продукции

Овощи на прилавке
Овощи на прилавке

Вопрос сбыта продукции восточных районов был рассмотрен в конце марта на встрече в Торгово-промышленной палате Ставропольского края. Представители органов власти и бизнес-сообщества региона предложили несколько путей решения этой проблемы.

Совсем недавно зампред краевого правительства Андрей Мурга, подводя итоги работы министерства экономического развития за 2015 год, отметил, что показательным для Ставрополья примером развития предпринимательства является работа Белгородской области. Несколько лет назад наши показатели валового регионального продукта совпадали, какое-то время Ставрополье даже было в лидерах, однако сегодня мы отстаем на 10%. Во многом причиной тому является перепроизводство продукции местных фермеров при явном отсутствии гарантированных рынков сбыта. На это, открывая встречу, обратил внимание президент ТПП Борис Оболенец.

Ситуацию с производством в Нефтекумском районе описал руководитель регионального офиса ТПП Сергей Евдокимов:

– На территории Нефтекумского района зарегистрировано порядка тысячи индивидуальных предпринимателей, 400 крестьянских фермерских хозяйств,170 субъектов среднего и малого предпринимательства. В районе есть тепличные хозяйства, шесть пекарен разной производительности, которые дают примерно 25 тонн продукции в сутки, молзавод – 15-20 тонн в сутки. За 2015 год в Нефтекумском районе произведено 46 тысяч центнеров мяса овцы, птицы в живом весе – 619 тысяч центнеров, молока – 4 тысячи центнеров, порядка двухсот тысяч килограммов шерсти, около трехсот тысяч центнеров овощных культур. Основная проблема – сбыт.

Вся эта продукция не попадает на прилавки торговых сетей, реализуется не в полном объеме. Яркий пример – нефтекумские арбузы. По логике вещей, ими одними должен питаться край, в реальности же ни в Ставрополе, ни в других городах края их не найти. Вместо этого они попадают на торговые развалы крупных городов страны.
Как отметили сами фермеры, проблема во многом упирается в сбор: готовый товар собирается в течение недели, и, пока первая партия подойдет к торговле, последняя уже будет непригодной и уйдет за бесценок. Многие регионы организуют поставки в московские оптово-распределительные центры; скоропортящийся продукт они стремятся продать как можно быстрее, причем по хорошей цене. Одним из вариантов, предложенных на встрече, стало создание в крае сети оптово-распределительных центров со своей логистической сетью.

Закономерен в такой обстановке и переход потенциальных рабочих в другие районы.

Ещё один путь – потребительский кооператив. Если потребитель хочет питаться исключительно местным продуктом, достаточно сформировать сеть совместно с производителем. Можно открывать кооперативные магазины, но возникает серьезная проблема – регламент нормативных документов. Кстати, по этой же причине наши товары не попадают в крупные ритейловые сети. Производитель должен составить регламент, циркуляры, постоянно отслеживать нормативные акты, но сделать этого сам не сможет, поскольку у него нет юристов, в отличие от крупных сетей. Кооператив позволит объединить заинтересованных покупателей и создать базу, в том числе и юридическую, для продвижения товаров.

Не так давно на Ставрополье начала работу торговая сеть «Сельпо». 10 октября 2015 года первый магазин был открыт в Невинномысске. В планах – создание сети из 150 торговых точек по всему краю. Интерес к продукции восточного региона высказала директор торговой сети Алла Елагина.

– Есть большая проблема с поставкой мясной продукции, говядины. Наши покупатели хотят есть натуральное, так сказать, «с полей – на полку» и по доступным ценам. Опять же мы сталкиваемся с массой нормативных актов, особенно касательно мясной и молочной продукции. Личные подсобные хозяйства, в которых нет ни медсвидетельств, ни убойных цехов, по регламенту не проходят, потому им приходится продавать непосредственно на рынке. Несмотря на то, что на эту продукцию есть спрос, закупать её мы не можем.

На сегодня самой большой проблемой является преодоление барьера в виде нормативных актов: спрос на местные товары есть, но нет соответствующей юридической базы. Подводя итоги, участники согласились с мнением, что край обеспечен всем необходимым, деловые визиты обычно только подтверждают тот факт, что на Ставрополье есть необходимая продукция, причем в большем объеме, чем в других регионах. Теперь встает вопрос рассмотрения путей решения проблемы в правительстве края, на заседании аграрного комитета и профильных комитетов Торгово-промышленной палаты.

бизнес, Нефтекумский район, ТПП