От русского берега к русскому берегу

Елена Павлова

«Вот свезло так свезло!» — неделю я ощущала себя в роли незабвенного Шарика из «Собачьего сердца», попавшего с неуютной промозглой улицы в теплую квартиру профессора Преображенского. Семидневное счастье в виде командировки по …Черному морю обрушилось на меня нежданно-негаданно… Добрым волшебником для журналистов Ставрополя, Краснодара, Ростова, Сочи и Одессы выступил питерский туроператор «Экспо-тур» и его дочерняя компания «Black and Baltic seas cruise company», решившие первый круиз «Шесть курортных столиц Черного моря» сделать презентационным и пригласить на борт прессу и региональных туроператоров.

От русского берега к русскому берегу

А нам не страшен и вал девятый

В общем, я оказалась в числе коллег-счастливчиков, принявших участие в этом увлекательном путешествии и одновременно, как нам сказали, — политически важном деле.

Этот круизный маршрут прокладывался впервые за 22 года, прошедших после распада СССР. Все эти годы регулярные пассажирские перевозки по Крымско-Кавказским линиям Черного моря отсутствовали. Круизный лайнер «Адриана» соединил две страны – Украину и Россию. Можно сказать даже, что в какой-то мере он их объединил. От порта к порту пассажиров становилось все больше, а в беседах за столиками на верхней палубе сквозь превалирующее поначалу великоросское наречие стало прорезаться и малоросское, и даже одесское (его уж ни с каким другим не спутаешь)… Прав оказался исполнительный директор B&ВC cruise company Павел Квасников, который на первой же пресс-конференции выразил уверенность, что людей будет привлекать возможность путешествовать в безвизовом режиме, когда не требуется даже загранпаспорт. Удобна оказалась для путешественников и кольцевая форма круиза. Вот мы, например, поднялись по трапу на борт в порту Новороссийска в воскресенье, а через неделю опять же в Новороссийск и вернулись, чувствуя себя бывалыми мореплавателями…

Некоторые даже говорили, что мы дважды пережили шторм… На мой взгляд, они преувеличивали… Меня лично штормило три дня по прибытии в Ставрополь – видимо, вестибулярный аппарат адаптировался теперь уже к суше. А на борту качки и не чувствовалось. Волны в открытом море были, конечно, побольше, чем у берега – точнее, они были другие: с большими покатыми темно-синими горбами. И все-таки в них не ощущалось штормовой порывистости и свирепости. Шторм иногда поднимался в бассейне на верхней палубе, когда там плескался полуторацентнеровый дядечка – кажется, какой-то туроператор. Если он так же эмоционально будет агитировать своих клиентов, то привлечет на рейс не один десяток туристов. По крайней мере бассейн от выплеска его эмоций регулярно выходил из берегов.

Да и вообще шторм на море нам был не страшен. Капитан судна Олег Малимон рассказал, что этот корабль штормами очень хорошо проверен. Чего стоил один только его недавний переход из Карибского бассейна в Одессу. Судно попало в шторм, волны были до восьми метров. Направление к тому же было по гребню волны. Сложные погодные условия «Адриану» с курса не сбили. Оправдало судно свое звучное имя целиком и полностью.

Фламенко и «Прощание славянки»

«Адриана», как вы поняли, «иностранка». Была отстроена в Греции в далеком 1972-м и долгие годы возила пассажиров на Карибы – от одного острова к другому. По сути, она и до сих пор – иностранная подданная. На мачте развевается флаг какой-то маленькой страны Карибского бассейна. А что делать – за двадцать постсоветских лет ни в России, ни в Украине ни одного круизного лайнера не осталось. Для желающих возродить отечественные морские круизы выход один – фрахтовать судно… Вот «Адриану» и зафрахтовали. Несмотря на «бальзаковский возраст», она еще очень даже ничего: и каюты уютные, и палубы, на которых расположены рестораны, бары и игровые холлы, борудованные в ретростиле, располагают к приятному времяпровождению. С выходом в море жизнь на корабле только начинается. Веселят народ  ногочисленные аниматоры, кружат в зажигательном вихре латиноамериканского танца артисты кубинского коллектива «Душа фламенко». Один из солистов – лауреат фестиваля фламенко. Коллектив этот известен и любим на Кубе. А для русского и украинского зрителя его открыли представитель судовладельца Василий Боровский и генеральный директор компании «Экспо-тур» Игорь Рюриков. Увидели как-то их выступление в Гаване и пригласили поработать сезон на круизном судне. Пока ребята общаются с пассажирами через переводчика, но за четырнадцать рейсов (именно столько планируется выполнить за сезон), думаю, они освоят русский.

Команда на судне тоже интернациональная: большинство, конечно, русские и украинцы, но есть и кубинцы, и гондурасцы, и филиппинцы, и даже американцы…

…Покидали мы российские и украинские берега всегда с музыкой. «Адриана» с трепещущим над головами мало кому известным флагом отдалялась от берега под «Прощание славянки».

…Конечно, у первого рейса были некоторые шероховатости и нестыковки, даже капитан сетовал, что необходимые процедуры по прибытии в порт иногда очень затягиваются. Но отработка и сглаживание неровностей происходили буквально на наших глазах. И если поначалу мы задерживались с прибытием, то с середины круиза стали пришвартовываться к берегу даже раньше намеченного времени. И, в отличие от Новороссийска, в котором наша группа успела посмотреть разве только таможню, Сочи нас встретил уже приятным сюрпризом. В программе круиза в этом порту значился рейд (то есть на берег нас должны были забирать на катерах, но лоцман привел нашу «Адриану» прямо к набережной морвокзала. Раньше из-за мелководья здесь могли пришвартоваться только яхты и прогулочные катера. Значит, то, что Сочи после Олимпиады сможет принимать и круизные суда, уже не сказка, а быль. Экскурсовод Татьяна долго знакомила нас с разнообразием субтропической фауны, попутно сетуя на то, как страдает курортный город от тотальной застройки и как жертвой повальной реконструкции становятся уникальные природные уголки. В том числе – платановая аллея, лишившаяся части вековых деревьев. Идут компенсационные высадки — то есть взамен утраченных деревьев высаживаются новые, но пока они еще вырастут…

– Та у вас будет, как у нас у Киеве, — «утешила» добрую женщину-экскурсовода смешливая хохлушка. — У нас тоже каштаны повыкорчевывали. На всю округу трубили — не горюйте, граждане, наши белые конские каштаны больные, а мы вам итальянских красных тут вместо них насадим — они здоровые, к загрязнениям не чувствительные, «бриоти» называются… Короче, пересадили к нам этих «бриоти», за которые бешеные деньги заплатили, а они возьми и зацвети по весне не красным, а белым. Короче, обычные конские это каштаны оказались… Итальянцы говорят: чего вы у нас просили, то мы вам и дали. А шо вы в документах слово «красные» просили написать, так нам шо — жалко?..

Я слушала и думала: вот хоть как перекрои границы, а Россия с Украиной все равно что близнецы-братья. У нас даже воруют похоже…
…Сыграв российскому Сочи «Прощание славянки» «Адриана» взяла курс на Украину. Впереди были Феодосия, Ялта, Одесса и Севастополь.


Продолжение следует...