Откровенный разговор с вице-мэром

Владислав Секачев

Откровенный разговор с вице-мэром
В начале недели вице-мэр Ставрополя Игорь Бестужий представил новое руководство комитета городского хозяйства и рассказал о реорганизации этого подразделения городской администрации. В тот же день он встретился с корреспондентом газеты «Вечерний Ставрополь» и дал эксклюзивное интервью. Естественно, разговор начался с изменений в системе управления ЖКХ краевого центра, но получился гораздо шире. На все вопросы Игорь Александрович дал обстоятельные и весьма откровенные ответы.
- Игорь Александрович, представляя в минувший понедельник новую структуру комитета городского хозяйства и его руководителей, Вы отметили две основные цели реорганизации - увеличение эффективности работы этого подразделения городской администрации и повышение персональной ответственности чиновников. За счет чего, в первую очередь, Вы планируете добиться этого?
- Мы поставили перед собой весьма амбициозную цель - навести порядок в городском хозяйстве Ставрополя. Задачи по кардинальному улучшению положения дел в этой области глава Ставрополя Николай Иванович Пальцев поставил сразу после своего вступления в должность. К сожалению, в основном они остались невыполненными. Отсюда мы сделали вывод, что необходимо усилить персональную ответственность руководителей более низкого звена. Ранее у директора комитета городского хозяйства было шесть заместителей. Их функции зачастую дублировались, создавая так называемую перекрестную ответственность. В итоге страдало дело. Теперь мы придали основным направлениям в работе комитета городского хозяйства ещё большую статусность, объединив их в три управления. Соответственно, вместо шести заместителей директора стало три. Один отвечает за транспорт, дороги, обеспечение движения в городе, второй - за капитальный ремонт, взаимодействие с «Водоканалом» и теплоэнергетическим комплексом, третий - за анализ, исполнение муниципального заказа и работу муниципальных унитарных предприятий. Что касается последнего направления, то по нему работа находится, увы, в запущенном состоянии. И касается это не только комитета городского хозяйства.
- Вопрос в развитие темы - как в дальнейшем будут строиться отношения с МУПами? Удастся ли наладить их более эффективную работу?
- У нас есть твердое желание в корне изменить ситуацию здесь. Для этого нужно «вывернуть наизнанку» всю аналитику, посмотреть бухгалтерию, оценить эффективность работы каждого предприятия. Затем надо вплотную заняться кадровыми вопросами, после ставить людям конкретные задачи и контролировать их выполнение. Уже после октябрьских выборов главы города первые шаги в этом направлении были сделаны. Определенные поручения были даны на уровне заместителей главы администрации и руководителей комитетов. Увы, не все наши требования и распоряжения были доведены до логического завершения. Учитывая, что половина МУПов работает в системе городского хозяйства, с этой отрасли мы и решили начать реорганизацию. Сегодня к руководству здесь привлечены в том числе и совершенно новые люди. Например, Елена Дмитриевна Козинкина, которая руководила комитетом финансов Пятигорска, работала там заместителем главы администрации. Это человек, который внутреннее содержание финансов, в том числе и муниципальных унитарных предприятий, знает не понаслышке. При назначении мы учитывали ее способность и готовность навести в этом порядок.
- Транспорт - одна из самых животрепещущих сегодня городских проблем. Какие пути ее решения видите? В частности, как собираетесь налаживать взаимодействие между троллейбусным, автобусным парками и «маршрутками», улучшать качество обслуживания пассажиров и так далее?
- Позвольте разделить ответ на вопрос на две части. Начну с муниципальных автобусов. Еще в середине прошлого года их не было вообще. Мы поставили перед собой задачу воссоздать муниципальное предприятие, в котором был бы общественный транспорт. Разве может в городе со статусом столицы края складываться такое положение, когда никакого транспорта, кроме маршрутных такси, в нем не существует. А ведь совсем недавно почти так и было. Постепенно мы стали выправлять положение вещей - до конца 2008 года было закуплено 50 автобусов марки МАЗ. 20 из них уже на улицах города, 30 появятся там в ближайшее время. В 2009 году в бюджет города заложена сумма на приобретение еще 50 автобусов, то есть всего их будет 100. А это уже солидная цифра.
Что касается троллейбусного управления, то здесь ситуация сложнее. Теперь это частное предприятие, состояние которого вызывает большую тревогу. Возможно, нынешние хозяева приобретали предприятие не для того, чтобы заниматься этим бизнесом. Ведь троллейбусный парк, кроме всего, - это земля в центре города. Сегодня хозяева парка видят лишь один способ вывести предприятие на рельсы рентабельности - увеличивать стоимость проезда. По их расчетам, это 12 - 13 рублей. Очевидно, что значительную часть этой суммы придется дотировать городскому бюджету, чтобы этот вид транспорта в нашем городе оставался доступным. А ведь если двигаться по этому пути, то нельзя исключать возможность того, что специалисты этого предприятия захотят повышать тариф и дальше. Нужен другой выход.
- Мы начали нашу беседу с реорганизации комитета городского хозяйства. Планируются ли в ближайшее время еще какие-нибудь изменения в структуре администрации краевого центра?
- Хочется отметить, что некоторые изменения уже произошли, в том числе и знаковые. Во-первых, они коснулись комитета экономического развития и торговли, который проводит аукционы и торги по муниципальному заказу. Это очень больной вопрос. В подтверждение приведу вот такую статистику - из 650 проведенных за отчетный период аукционов примерно 250 состоялось при наличии единственной заявки, еще такое же количество прошло при одном пришедшем конкурсанте. Все вместе это составляет уже 80 процентов. Кроме того, 90 процентов заявок претерпевали изменения после их подачи. Очевидно, что здесь просматривается, с одной стороны, возможный сговор, а с другой - низкая персональная ответственность муниципальных заказчиков при подготовке технической документации. Все это подтолкнуло нас к решению выделить из состава штатов комитета отдельное управление, которое занимается только муниципальным заказом. Его возглавляет заместитель директора комитета экономического развития и торговли. Это повышает статусность направления и увеличивает степень персональной ответственности.
Реорганизационные мероприятия начались и в комитете градостроительства и архитектуры. Управление архитектуры как юридическое лицо было ликвидировано и в усеченном составе введено в комитет градостроительства. Значимость этой структуры никак не меньше, чем комитета городского хозяйства. Но и проблемы там глубже. Ведь, наверное, не нужно комментировать, что такое выделение земельных участков и оформление документов на них. Помимо указанного комитета здесь задействовано еще и муниципальное учреждение «Архстройзаказ». Очевидно, что наводить порядок в этом процессе, в том числе и связанном с размещением наружной рекламы на улицах города, придется не один день. Но мы твердо настроены на эту работу. Как только структурные и кадровые изменения в этих подразделениях будут окончательно оформлены, мы тут же предадим их гласности.
- И в заключение вопрос, без которого не обходится сегодня, наверное, ни одно интервью. Он касается глобального финансового кризиса. Какое влияние он оказывает на наш город и насколько эффективны меры по противостоянию ему?
- Все решения возглавляемого губернатором Валерием Гаевским краевого антикризисного штаба сегодня как бы «транслируются» на Ставрополь. Многие предприятия, которые на уровне края намечены для включения в список федеральной поддержки, находятся на территории нашего города - «Энергомера», «Стапри», «Автоприцеп-КамАЗ» и так далее. Что касается конкретно принимаемых администрацией мер, то прежде всего - это размещение муниципального заказа для расположенных на территории города предприятий. Это дает возможность создавать дополнительные рабочие места и обеспечивать отчисления в бюджет краевого центра. Немаловажное значение мы придаем инвестициям как от частных компаний и фирм, так и из федерального центра. Среди последних стоит отметить программу строительства жилья для военнослужащих, резервной нитки водовода, финансирование расселения граждан из ветхого и аварийного жилья, выделение денег на противооползневые мероприятия и организацию общественных работ. Стоит также отметить, что Ставрополь находится в более выгодном положении, чем города, основные отрасли промышленности которых связаны, например, с металлургией. Там жизнь практически остановилась. У нашего города экономика более диверсифицирована, а значит, больше возможностей для маневра. Их необходимо максимально эффективно использовать. Позитивную роль для нашего региона может сыграть и такой непопулярный процесс, как девальвация рубля. Ведь это увеличит конкурентные преимущества и тружеников села, и предприятий, ориентированных на экспорт («Азот», «Арнест» и так далее).
- Большое спасибо за то, что нашли время откровенно и подробно ответить на наши вопросы.
- Спасибо Вам.

Фото Юрия Рубинского.