Первый этап был не простым

Тамара Коркина

Первый этап был не простым
О том, как в Ленинском районе идет капитальный ремонт многоквартирных домов и о других вопросах ЖКХ, наш корреспондент беседует с главой администрации Ленинского района Андреем ДЖАТДОЕВЫМ.
- Андрей Хасанович, когда был принят Федеральный закон № 185 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Ленинский район, можно сказать, дрогнул. Здесь предпочтение отдавалось непосредственному способу управления многоквартирными домами, а Фонд получателями федеральных средств определял управляющие компании, ТСЖ, ЖСК. Как разрешилась эта ситуация?
- В районе работает достаточно много частных управляющих компаний, четыре МУП ЖЭУ, так что выбор у людей был. Оперативно прошли собрания жильцов, на которых было отдано предпочтение той или иной компании. 206 домов, преимущественно из старого фонда с небольшим количеством квартир, жильцы которых не определились с выбором, по конкурсу, проведенному муниципалитетом, были переданы управляющим компаниям - победителям этого конкурса. В Ленинском районе - это компания ООО «Ларри».
Подводя предварительные итоги капитального ремонта многоквартирных домов по Ленинскому району за 2008 год, скажу так, что первый этап реализации Федерального закона № 185 был непростым, но в конечном итоге закончен достаточно эффективно. До конца года было отремонтировано 42 многоэтажных дома. В 25 из них в порядок были приведены кровли, в пяти - заменены лифты, в 26 домах - отремонтированы инженерные сети. На эти цели было потрачено около 62 миллионов рублей. Хочу напомнить, что 5 процентов из них - это средства жильцов.
- На первом этапе у многих горожан было недоверие к тому, что им обещали. Одни не соглашались платить пять процентов от затрат на капремонт, другие старались уменьшить объемы работ, чтобы на собственников приходилась меньшая сумма. На ваш взгляд, психология людей меняется?
- Думаю, что такие моменты, как недоверие к власти, к программе капитального ремонта жилья, по большому счету остались позади. Люди многое поняли, во многом убедились. И действуют сейчас осознанно. Лучшими аргументами стали реально отремонтированные коммуникации, кровли, замененные лифты. Пришло понимание того, что никто не примет решение за самих живущих в доме, что не бывает безвыходных ситуаций. Люди не хотят мириться с недобросовестными компаниями. В районе частыми стали случаи, когда жильцы, избрав одну управляющую компанию, были недовольны ее работой и нанимали другую. Или меняли способ управления жильем.
Такое произошло, например, в поселке Демино, в 204-м квартале, в других микрорайонах. Активность населения, безусловно, повысилась.
Очень часто жильцы обращаются в администрацию района, и мы стараемся оказать помощь в организации собраний, сборе документов.
- Часто возникает вопрос: а кто платит пять процентов в случае, если квартира не приватизирована?
- Муниципальное жилье есть практически во многих многоквартирных домах. Сегодня администрации районов наделены правом представлять собственника, то есть муниципалитет, в части принятия решений по муниципальному жилью. Что касается пяти процентов, то мы полностью оплатили долю муниципалитета компаниям, наши обязательства выполнены до копейки.
- Я спрошу вас о ситуации, которая волнует многих жителей Промышленного района. Многим из них принесли счета на оплату освещения мест общего пользования. И так получилось, что чем больше семья, тем больше она платит за единственную лампочку на лестничной площадке. Абсурд: некоторые семьи заплатили значительно больше, чем за всю потребленную многочисленными бытовыми приборами электроэнергию в квартире. Один из аргументов звонивших и обращавшихся в редакцию - почему такого нет в Ленинском районе? Вы что-то можете сказать по этому поводу?
- Я бы не стал говорить, что эта проблема в Ленинском районе не существует. Она есть. В 2008 году решение было такое: оплата освещения мест общего пользования вносилась в тарифы, которые были утверждены постановлением главы города и которые были рекомендованы и управляющим компаниям. Эта услуга была включена. Зато «ушла» другая: текущий ремонт. Такая была компенсация. Кто от этого выиграл?
Мое твердое убеждение - строка по текущему ремонту должна присутствовать. В любом доме постоянно возникает необходимость мелкого ремонта: дверь перекосилась и не закрывается, выбили стекло на лестничной площадке, повредили стены и так далее. Если в договоре не предусмотрены затраты на все это, то по каждому такому случаю необходимо созывать собрание жильцов, принимать решение о выделении денежных средств либо мириться с ощущением постоянного дискомфорта. Это ненормально.
Сегодня администрация города формирует тариф лишь для муниципальных предприятий. Принимается он достаточно взвешенно, с учетом всех параметров. Наверное, было бы целесообразным, чтобы и управляющие компании по своим расценкам были бы приближены к муниципальным тарифам. Хотя, конечно, каждый дом предполагает свои затраты.
Что касается взаимоотношений с ресурсоснабжающими организациями, в частности, по оплате освещения мест общего пользования, то они под контролем жильцов должны быть выстроены таким образом, чтобы не приводить организации, занимающиеся обслуживанием жилья, к дополнительным необоснованным затратам в пользу монополистов. Ведь в конечном счете это все ляжет на плечи собственников жилья. Такой подход был бы разумен и в отношении определения щадящей ставки арендной платы для управляющих компаний независимо от их формы собственности. В условиях экономического кризиса такой шаг был бы понятен всем и в первую очередь - жителям.
- Сейчас начинает реализовываться вторая заявка по капитальному ремонту, на который федеральные средства пришли в декабре. Сколько домов у вас вошло в нее?
- У нас вошли 24 дома.
- Качество ремонта - какие выводы в этом плане вы сделали по первому этапу работ и чего будете добиваться во втором?
- Знаете, ни в 185-ФЗ, ни в других подзаконных актах роль администрации района в этом плане не обозначена. Но... Все жалобы, все претензии, все нерешенные вопросы, возникающие в период капремонта, поступали к нам. И мы от них не отмахивались - обращались-то жители района, о которых мы должны заботиться. В итоге была создана комиссия, в которую вошли представители районной администрации, комитета городского хозяйства, службы технического надзора. Комиссия обследовала практически каждый объект. Очень серьезно помогала и помогает сейчас жилищная инспекция при правительстве Ставропольского края. Претензий к подрядным организациям было очень много. Это и вопросы качества и ведения технической документации и сроков выполнения работ. Все недостатки были зафиксированы, приняты меры по их устранению.
Скрывать не буду, вопросы качества возникают и сейчас. Хотя бывает и так - житель подписал акт приемки работ, на второй день спохватился, что надо еще посмотреть. Это нормально, что у жильцов есть прямая заинтересованность, желание контролировать ход и качество работ.
Что мы увидели в ходе работ? Как выяснилось, сегодня в городе нет достаточного количества ремонтных организаций, которые могли бы добротно, за короткий отрезок времени выполнить такой значительный объем ремонтных работ. Для того чтобы была ремонтная база, надо, чтобы она была востребована. А у нас кап-ремонт не велся в течение десятилетий - откуда ей взяться?
По результатам первого этапа примерно четверть организаций, выполняющих ремонт, мы отнесли к недобросовестным подрядчикам. Прислушивались к мнению жильцов, представителей жилищной инспекции, которая проводила экспертизу выполняемых работ.
Важный момент - в городе сегодня есть список недобросовестных подрядчиков по всем трем районам, Мы ознакомили с ним все управляющие компании, ТСЖ. Дальше эти организации участвовать в капремонте не будут. Сегодня задача администраций всех уровней - не допустить к работам непрофессионалов, проходимцев.
- Отказались от одних, откуда придут другие?
- В районе работает Совет руководителей, который обсудил вопрос капремонта еще в октябре 2008 года. У нас есть мощные строительные фирмы, которым мы предложили участвовать в капремонте. Сейчас подаются заявки, проходит процедура отбора в управляющих компаниях и ТСЖ.
Но... Как всегда существует и обратная сторона медали. Когда принимался закон, об экономическом кризисе разговора не было. А что сейчас? Поручив внешне благополучному предприятию работы по капитальному ремонту, можно попасть в такую ситуацию, когда издержки другой деятельности предприятия будут гаситься за счет средств Фонда. И мы ничего не сможем с этим сделать. Эти моменты законодательством не оговорены. А деньги окраски не имеют, если у предприятия есть недоимка, налоговая инспекция просто заберет их.
Сейчас на управляющие компании ложится большая ответственность. Они должны «насквозь» видеть ситуацию. Должны знать строительные организации, которые взяли серьезные кредиты и которым их надо погашать.
Надо разбираться с каждым заявленным предприятием, серьезно подходить ко всему. И меня тревожит, что порой при принятии решения просматривается кампанейщина, люди не понимают, какие могут быть последствия.
- Еще какие уроки преподал нам первый этап капремонта?
- Капремонт будет длиться по 2011 год, но уже сегодня надо думать о том, надолго ли его хватит. Может статься так, что в 2012 году понадобится все начинать сначала. В первую очередь это касается ремонта кровель. Гарантийный срок эксплуатации их после ремонта - не более 5 лет. А что дальше? Давайте заглянем вперед - что будет с отремонтированными ныне кровлями через 5 - 10 лет? Во что превратятся нынешние немалые федеральные деньги? Нам небезразлично, если отремонтированные кровли через пять лет потекут. Их будут ремонтировать уже сами жильцы.
Выход один - надо менять технологии ремонта. И мы это делаем. Например, хотим отремонтировать некоторые кровли в районе, в частности, на доме по ул. Льва Толстого, 48, по израильской технологии с использованием новых, современных материалов. Та же мягкая кровля, но срок ее эксплуатации не пять, а 15 лет. Жильцов это должно заинтересовать.
Сейчас, занимаясь отбором домов на 2009 год, мы попробуем на трех домах заменить мягкую кровлю на шатровую. Да, это приведет к удорожанию работ, но здесь главное - желание и согласие жильцов, и оно есть. Многие говорят - давайте раз потратимся, но сделаем навсегда, благо, что изменения, недавно внесенные в 185-й ФЗ, уже позволяют сделать это.
- Вы оптимистично смотрите на то, что удастся привести жилой фонд в порядок?
- В принципе да. Другого пути у нас нет.