Песни, ушедшие в народ

Владислав Секачев

Сельские вечеринки на завалинках. Задушевные и откровенные, напевные и слегка грустные. Когда парни и девчата вдоволь наговорятся, гармонист неспешно растягивает меха инструмента, и чей-то вроде бы несмелый девичий голос тихо затягивает песню. Песню о том, что таким же вот теплым вечером идет на свидание девушка. Там, под рябинушкой, ждут ее парни. Они гуляют втроем и молчат, боясь признаться в своем чувстве. И звезды в небе, свидетели этих встреч, не могут подсказать девушке, кто же из парней милее. Сердцем растревоженным она так и не может понять, который же из парней ей желанней. И грустит рябинушка кудрявая и тоже не может помочь девушке сделать этот нелегкий выбор. Ведь парни-то оба хороши.

К сольному девичьему голосу подключаются еще голоса, и вот уже плывет над селом такой грустный и такой жизненно правдивый рассказ о любви.

— Хороша песня, — роняет один паренек.

— Народная потому что, — вторит ему другой.

Я тоже узнал эту песню. Она из репертуара Уральского народного хора. Называется она «Уральская рябинушка». И авторы у нее есть — поэт М. Пилипенко и композитор Е. Родыгин. И мелькнула у меня мысль о том, что это ведь здорово, когда песню авторскую считают народной, потому что полюбилась она людям, вошла в их жизнь. А что для авторов песни может быть выше и ценнее, чем такое признание?! Действительно, авторы свое дело сделали, и песня живет уже своей жизнью, ушла в народ.

Один из фестивалей «Музыкальная осень Ставрополья». Дружными аплодисментами встречают зрители в зале его участников. Среди них и композитор с Урала Евгений Родыгин, который приехал в наш край с вокальным дуэтом Свердловской филармонии: Александра Пестова и Роза Шафикова. Первая пришла на профессиональную сцену из самодеятельности, показав свои вокальные способности, вторая успела поработать в Уральском народном хоре. Аплодисменты гостям были не случайны: зрители узнали композитора как автора популярнейшей «Уральской рябинушки», которую нередко считают народной песней. Этот феномен сам композитор объясняет так: ему удалось воплотить в мелодии истоки уральского лирического фольклора. Для Уральского народного хора Евгений Родыгин и раньше написал несколько песен, но они прошли как-то незамеченными особо. А вот «Рябинушка» приобрела необычайную популярность. Примечательно, что песня вышла не только за пределы Урала, но и перешагнула государственную границу, ее поют во Франции, Югославии, Англии. На других языках песня получила свою интерпретацию, свой музыкальный строй.

В народном плане написана и другая не менее популярная песня Евгения Родыгина «Куда бежишь, тропинка милая?», песня о неразделенной любви. Лишь плывущая в небе луна, любви помощница, напоминает девушке о ее суженом.

Интересна история создания этой песни. В 1954 году, будучи в Москве, Евгений Родыгин искал хорошие стихи для лирической песни. Этой мыслью он поделился со знакомым поэтом Яковом Шведовым, автором широко известного «Орленка». Тот сообщил ему по секрету, что у его коллеги Антона Пришельца есть прекрасные лирические стихи. Родыгин загорелся, набрался смелости и тут же позвонил Антону Пришельцу. Тот продиктовал ему текст по телефону, совсем не надеясь, что у какого-то молодого, судя по голосу, к тому же неизвестного композитора что-то получится. Но он, к счастью, ошибся, песня получилась. И заслуга в этом была не только в высокопрофессиональных стихах поэта. Евгений Родыгин сделал песню на ходких народных попевках, элементы которых встречаются не только в уральских, но и в русских народных песнях. В мелодии четко ощущается авторский колорит, свойственный Родыгину как личности.

Откуда же они, народные мотивы, в творчестве композитора Евгения Родыгина? Ответ на этот вопрос искать надо, пожалуй, в его детстве, юности. Мальчишка играл на баяне с двенадцати лет и особого значения этому вроде бы не придавал. Но когда началась война, и он, вчерашний десятиклассник, пошел добровольцем на фронт, тут-то парень вспомнил о баяне и уже не расставался с ним до конца войны. Когда его дивизия стояла в обороне, он не выходил из землянок и блиндажей с утра до вечера, играл и пел для солдат до хрипоты. В основном это были народные песни, которые он слышал в детстве. И делал он это с величайшим удовольствием, потому что видел, как светлели лица солдат, вышедших из боя, еще вчера серьезные и порой хмурые.

23 апреля 1945 года, накануне конца войны, солдат Родыгин был ранен на Одере и попал в госпиталь. Два месяца с перебитыми ногами лежал он на спине, прикованный к постели, гипс был от пяток до груди. Но зато руки у него были свободны, и он постоянно играл на аккордеоне. А когда организовывали танцы, его вместе с кроватью выносили на улицу, и он играл, а солдаты и медсестры кружились в танце. Раненый солдат видел, как он нужен людям. И это не громкие слова. Это была правда. Тогда-то и родилась у Родыгина мечта: стать музыкантом. И уже учась в консерватории в послевоенные годы, Евгений часто вспоминал и фронт, и тот госпиталь, и тех однополчан, которые слушали его песни и вдохновляли его на народное русло в музыке. Солдатам было тогда хорошо, и ему от этого чувства тоже.

Учеба в консерватории окончательно убедила Евгения Родыгина в том, что русская народная песня — это первооснова, на которой базируется любой музыкальный жанр. И он этой первооснове не изменял никогда.

Скрупулезно относится композитор к выбору стихов для песни. Они должны глубоко западать в душу человека, тогда и песня тронет человеческое сердце.

А какое образное название у следующей песни, только вслушайтесь — «Звездочка тучку задела». Рождалась она, по словам композитора, в больших муках, потому что пришлось ему вторгаться и в стихи. Но не потому, что они, возможно, были слабы, нет. Иногда найденная мелодия ведет немного в иной ритм, и цельнее получается, если она не подчиняется заданности ритмического стиха. Песня эта снова о неразделенной любви.

Особенность лирических песен такова, считает композитор, что они, прочно войдя в жизнь, от поэтического открытого текста абстрагируются. Человек может петь автоматически, так сказать, «Речка движется и не движется, вся из лунного серебра», но вкладывать каждый раз в песню свое личное, может быть, даже далекое и от речки, и от лунного серебра. Он думает, он обогащает песню и наполняет ее собственными переживаниями, новым содержанием.

Очень проста мелодия у песни «Плыви, веночек». Но она заиграла некоторыми полифоническими приемами, которые напросились в песню и создают в ней весомость и глубину. От этого композитор не только не отказался, он с удовольствием эту полифонию ввел. Два женских голоса из дуэта и мужской, авторский — это и есть та полифония, которая украсила песню.

И еще одна песня, которая принесла Евгению Родыгину всесоюзную известность, - «Едут новоселы». 1953 год — начало освоения целины. Композитору приходит в Свердловск из города Верхняя Салда — это его малая родина — письмо со стихами о целине. Стихи, честно сказать, были очень несовершенны. Но ведь тема горячая, актуальная — целина! И Родыгин едет в свой родной город. Авторами текста оказались члены литературной группы, которых очень тронули проводы первых партий молодежи, уезжавшей осваивать новые земли. Все вместе садятся за работу над новым текстом. Начинать песню нужно так, чтобы первая фраза сразу привлекала к себе внимание. А припев песни «Ой ты, зима морозная» появился у композитора под влиянием популярной в сороковые годы песни из репертуара Леонида Утесова «Ласточка-касаточка».

Когда песня «Едут новоселы» была готова, ее тут же разучила мужская группа Уральского народного хора, и на всех выступлениях она проходила на бис. В марте 1954 года песню записали на Всесоюзном радио, она стала часто звучать в эфире и быстро привлекла к себе внимание слушателей. Конечно же, пели эту песню и сами целинники в Казахстане и на Алтае, пели в быту, в самодеятельных коллективах. И, по рассказам тех, кто покорял целину, песня была среди них, как живой человек.

А потом были юбилейные даты освоения целины — 20, 25 лет. На всех присутствовал Евгений Родыгин как автор песни, которая стала яркой страницей в истории страны, страницы жизни нашего народа.

Виталий Задорожный.