Певец родного края

.
1 августа заслуженному работнику культуры России – ставропольскому композитору Николаю Зинченко исполнилось бы 85 лет

Майский день 1963 года. На сцене Зеленого театра парка имени Ленинского комсомола — ныне парк «Центральный» - впервые выступает известный в крае хор мальчиков «Орленок», созданный при детской музыкальной школе № 1 краевого центра ее директором ставропольским композитором Николаем Федоровичем Зинченко. А двадцать лет спустя организатор и бессменный руководитель хора решил снова собрать бывших «орлят», чтобы узнать, как сложились за эти годы их судьбы. Он глубоко верил, что ребята обязательно откликнутся - напишут, позвонят, приедут.

Так оно и получилось. В малом концертном зале той самой музыкальной школы - колыбели «орлят» - собрались бывшие хористы, а ныне уже вполне взрослые мужчины, которым время слегка посеребрило виски, украсило лица пышными усами и интеллигентными бородками. И встречал их, конечно же, их музыкальный «папа» - Николай Федорович Зинченко. К сожалению, не смог приехать на встречу первый солист и ведущий хора Георгий Таранов, выпускник Ставропольского музыкального училища и института Гнесиных. Проработав много лет в Московском камерном хоре под руководством Владимира Минина, а затем в Новосибирской и Ставропольской филармониях, он заключил творческий контракт и уехал работать в Марокко. Но в тот вечер встречи «орлят» он позвонил из североафриканского государства в Ставрополь своей маме и попросил передать горячий привет и низкий поклон своему первому учителю музыки Николаю Федоровичу Зинченко, преподавателям школы и всем его бывшим однокашникам.

Присутствовал на той памятной встрече тогдашний глава городской администрации Михаил Кузьмин. Я хорошо помню его слова, сказанные в адрес хора мальчиков «Орленок»:

- Честное слово, если бы я тогда жил в Ставрополе, пришел бы в хор - если уж не петь, так хотя бы на барабане стучать. Я знаю, какая теплая, творческая атмосфера была в этом детском самодеятельном коллективе. Такой же дух сохраняется и в xоре ветеранов войны и труда «Факел», который организовал тот же Николай Федорович Зинченко. Я поражаюсь его энергии, любви к людям. Этому у него надо учиться и учиться. Девиз этого хора прекрасный: «Кто долго поет, тот долго живет».

И это действительно так. Я еще paз убедился в этом, когда Николай Федорович привел на радио, в литературно-музыкальную редакцию, где я тогда работал, группу хористов «Факела», фронтовиков. На магнитную пленку уже была записана лирическая композиция Николая Зинченко «В лесу прифронтовом», составленная из популярных песен военных лет.

Сам Николай Зинченко не воевал - годами не вышел - но фронтовые песни принимал, как говорят, нутром. И какникто понимал души фронтовиков, ценил их воспоминания, потому что в них была сама правда. Создавая хор ветеранов войны и труда, Николай Федорович знал, что сюда придут люди не только увлеченные музыкой, но и те, кому не хватает человеческого общения, у кого трудности в жизни. Ведь когда человек поет, он все это забывает, отвлекается от жизненных невзгод. Позднее многие участники хора признавались руководителю: когда поешь, будто вновь на свет нарождаешься.

- Создавая композицию, я хотел выстроить четкую, логичную драматургию песен, где плавно чередовались бы песни грустные и песни веселые, - рассказывал Николай Федорович. - Я хотел создать обстановку солдатского отдыха после боя, а ведь этого отдыха на войне было не так много.

И еще одну музыкальную композицию подарил Николай Зинченко хору ветеранов «Факел». «Спасибо, сердце» - глубоко лиричное попурри песен в ритме танго. Этот старинный танец тоже напоминает фронтовикам их юность. В предвоенные и первые послевоенные годы вошли в их души эти трогательные, порой сентиментальные мелодии, звучавшие на танцевальных верандах и в парках.

Создавая попурри, Николай Зинченко обошелся лишь несколькими известными мелодиями, но, слушая все произведение, ощущаешь его целостность, драматургию, логику композиционного построения. Действие должно непрерывно развиваться, вызывая у слушателя гамму человеческих чувств: ожидание и волнение, веру, надежду, любовь.

Не обошел в своем творчестве Николай Зинченко и пушкинскую тему. В журнале Центрального комитета комсомола «Костер» он прочел стихи ленинградской поэтессы Екатерины Серовой, которые его не просто заинтересовали, а по-настоящему взволновали, тронули своей теплотой, сердечностью. 

И началось творческое содружество композитора и поэта: телефонные звонки, переписка, в которых раскрываются, обсуждаются замыслы автоpoв. Готовый, отработанный вариант вокального цикла «В гостях у Пушкина» был записан на краевом радио в исполнении солиста Ставропольской краевой филармонии народного артиста России Бориса Бруснева.

В творческой жизни Николая Зинченко было еще одно знаменательное событие: ему довелось приветствовать гостей первого фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья». Среди дорогих гостей был известный советский композитор Вано Мурадели, с которым связывала Николая Зинченко давняя дружба, завязавшаяся в период подготовки декады литературы и искусства, посвященной 400-летию воссоединения Карачаево-Черкесии с Россией. А Зинченко был в тот памятный год всего лишь выпускником Ставропольского музыкального училища. Тесная дружба связывала Николая Зинченко с неоднократным участником фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья» композитором Александром Аверкиным. Сблизила их тяга к народной песне, в жанре которой оба работали. Впоследствии Аверкин не раз публиковал песни Зинченко в журнале «Культурно-просветительная работа» и в регулярно выходивших песенниках «Сельские вечера».

Песенное творчество Николая Зинченко импонировало и композитору Юрию Чичкову, заслуженному деятелю искусств России, лауреату Государственной премии и премии Ленинского комсомола, который по праву считается певцом детской и школьной тематики. Хорошо отзывался он о хоре мальчиков «Орленок», созданном, как уже было сказано, Зинченко. А когда Зинченко выпускал в книжном издательстве сборник песен «Земля моя», Юрий Чичков написал к нему предисловие, отметив, что эти песни близки нам своей теплотой, задушевностью, напевностью и лиричностью.
В одном из интервью Николай Зинченко так оценил свое жизненное кредо: «Работа композитора - это муки творчества и большая любовь». И он прав. Именно такая работа приносит человеку и радость, и удовлетворение, и уверенность в том, что живешь ты на земле не зря».

Виталий ЗАДОРОЖНЫЙ.

Родина, музыка, культура