Платные медицинские услуги - по правилам

Лариса Денежная

Платные медицинские  услуги -  по правилам

Платные медицинские услуги в здравоохранении - одна из острейших проблем. Для лечебного учреждения это источник дохода, возможность приобрести новую медицинскую технику и что-то доплатить к небольшой зарплате медиков, чтобы удержать квалифицированные кадры от бегства в частные клиники, и пр. Для части пациентов, которые не могут платить, прейскурант - раздражитель, для более состоятельных и занятых на работе и в бизнесе - возможность пройти лечение побыстрее.

Только вот когда доставать кошелек, а когда - полис, не всегда понятно. Ясность в этом вопросе призваны внести новые Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, которые вступают в силу с 1 января 2013 года.
Что ожидать пациентам от их введения? Об этом и о многом другом мы беседуем с начальником управления здравоохранения администрации г. Ставрополя Ольгой Копейкиной.

- Ольга Викторовна, прежние правила были утверждены в 1996 году. Понятно, за это время многое изменилось и в стране, и в самой сфере здравоохранения. Чем вызвано принятие новой редакции правил? Какие новшества они несут?

- Поменялось законодательство, учитывающее не только современные реалии жизни, но и предоставляющее более широкие права пациентам. Были приняты новые законы, главные - «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Каких-то радикальных изменений в правилах по оказанию платных медицинских услуг нет. В нынешних более четко разграничены порядок и правила их предоставления.

Согласно вводимым правилам, потребители должны быть проинформированы обо всех условиях заключаемого договора на предоставление платных медицинских услуг. В частности, о возможности получить те же услуги бесплатно в рамках программы государственных гарантий медицинской помощи. Отказ потребителя от заключения договора, как говорится в документе, не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому потребителю без взимания платы в рамках территориальной программы.

Новыми правилами закреплено право на предоставление платных медицинских услуг лечебными учреждениями, участвующими в реализации территориальной программы государственных гарантий. Раньше управление здравоохранения выдавало специальное разрешение на их оказание. Сейчас такого дополнительного документа не требуется. Главное, чтобы у лечебного учреждения была лицензия на предоставляемые пациентам медицинские услуги, прейскурант, утвержденный комитетом муниципального заказа и торговли городской администрации.

При оказании платных услуг должны соблюдаться все стандарты, что и при оказании помощи по полису. Всю необходимую информацию по платным услугам для пациентов должны размещать на сайте медучреждения и на информационных стендах. В правилах конкретно написано, что это за сведения -номер лицензии и дата ее регистрации, сам перечень услуг с указанием цен в рублях, условия и порядок их предоставления и т.д. Новый пункт здесь - предоставление информации о медицинских работниках, которые их оказывают, чтобы пациент знал уровень квалификации специалиста, который будет проводить лечение или обследование. Но эти сведения - по требованию конкретного пациента.

В правилах расписан порядок заключения договора на оказание платных медицинских услуг, а также, что должно быть в нем. Раньше лечебные учреждения самостоятельно разрабатывали их форму, поэтому они были разные. Сейчас договоры будут унифицированными.

В новом документе определен перечень услуг, которые по желанию потребителя могут оказать ему за деньги сверх программы бесплатной помощи, а также указано, за что вообще не должны платить.

- Ольга Викторовна, давайте их озвучим.

- Без взимания платы оказывается медицинская помощь по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний.

По желанию пациента за деньги могут предоставить индивидуальный пост при лечении в стационаре, заменить лекарства из перечня жизненно необходимых и важнейших препаратов на другие (за исключением случаев, когда их заменяют из-за непереносимости или по другим медицинским показаниям). Или по просьбе потребителя провести отдельные консультации или медицинские вмешательства, в том числе в объеме, выходящем за рамки выполняемого стандарта лечения. К примеру, вы легли в стационар с болью в спине, с обострением остеохондроза. Проходите лечение и заодно захотели проконсультироваться у окулиста или нефролога. Но осмотр этих специалистов по вашему заболеванию не предусмотрен стандартом, значит, вам - в кассу. Все, что «хочу», в том числе сократить сроки ожидания плановой госпитализации или обследования (они устанавливаются территориальной программой обязательного медицинского страхования), - это за деньги. Оплачивается также медицинская помощь, которая проводится анонимно и при самостоятельном обращении пациента в медучреждение.

- Еще во время обсуждения проекта правил высказывались опасения, что со дня их вступления в силу пациент становится «медицинским крепостным», т.к. без направления своего лечащего врача - участкового терапевта или педиатра будет невозможно получить бесплатную медицинскую помощь за пределами своей поликлиники. В новых правилах, получается, это узаконили: обратился самостоятельно пациент к специалисту или в больницу – доставай кошелек.

- В Законе «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации», который принят недавно, четко прописана этапность лечения. Сначала участковый врач – терапевт или педиатр. Именно он решает, какие консультации, обследования необходимы, в каком лечении, амбулаторном или стационарном, нуждается больной. Сам человек не может оценить состояние своего здоровья. Уточню: речь идет об оказании специализированной медицинской помощи в плановом порядке. Экстренная же помощь оказывается без направления врача. Касается это также лечения пациентов с некоторыми заболеваниями (эндокринологические, онкологические и др.) в специализированных учреждениях.

- В прежних правилах разрешалось оказывать платные услуги в специально выделенных для этого кабинетах и в специальные часы. На практике этого не было. Врачи принимали в свое рабочее время больных и по полису, и по платным услугам. Причем категория последних имела преимущество перед теми, кто сидел с «номерами», полученными в регистратуре. Очередь пыталась как-то повлиять на этот процесс, устанавливая чередование «платного» и «полисного» приемов. Что интересно, и те и другие чувствовали себя ущемленными. Что изменится сейчас с введением новых правил?

- Выделять специальные «платные» кабинеты – никаких площадей не хватит. Еще одну поликлинику строить? Конечно, это нереально. Что касается отдельного графика, у специалистов он есть. Однако есть службы, которые не могут работать по отдельному расписанию – лаборатория, кабинет УЗИ и другие.

Преимуществ у тех, кто идет на платный прием к врачу, сейчас нет. Если есть – скажите, мы исправим ситуацию. Сейчас, наоборот, у каждой кассы в поликлинике возникают вопросы: почему их работники связываются с врачами и спрашивают: могут ли они принять «платных» больных или нет? Да по той простой причине, что у доктора идет бесплатный прием.

У него нет «окошечка» в графике, чтобы принять пациента на платной основе. В поликлиниках приоритет отдается бесплатной медицинской помощи. Муниципальное здравоохранение - не частная структура, мы обязаны выполнить госзаказ на оказание бесплатной медицинской помощи, принимать в первую очередь пациентов с полисом на руках. По поводу чередования «платного» и «полисного» приема - это инициатива самой очереди, не более того.

Новые правила направлены на обеспечение прав граждан при получении платных медицинских услуг, но в установленных порядке и условиях.

- Как пациенту проверить обоснованность стоимости лечения в стационаре?

- К договору прилагается смета на оказанные услуги. Ее составление обязательно. Смета является неотъемлемой частью договора. В ней подробно расписано, из чего складывается стоимость пребывания пациента в отделении. Правилами также оговорено: без согласия потребителя медицинская организация не вправе оказывать дополнительные медицинские услуги на возмездной основе, если иное не предусмотрено договором. А если во время лечения возникла необходимость к таковым прибегнуть, то сотрудники лечебного учреждения должны предупредить об этом больного.

Иногда люди путают оплату медицинских услуг и расходных материалов. Больные и их родственники должны знать, что некоторые расходные материалы, например, протезы при проведении высокотехнологичных операций, не оплачиваются по полису страховыми компаниями.

- Бывает и так: заплатил человек деньги, но качеством лечения остался недоволен. Куда обращаться?

- Для начала – к руководителю лечебного учреждения, чтобы сразу решить проблему на месте. Согласно правилам, контроль за предоставлением платных медицинских услуг осуществляет Роспотребнадзор через свои территориальные органы. Все координаты и телефоны контролирующих и надзорных структур можно найти на информационном стенде. Он есть в каждом медицинском учреждении.