По ту сторону монитора

Сергей Гаврилюк

Как и чем живёт киберспорт в Ставрополе

В июне 2016 года приказом Министерства спорта киберспорт был официально включен в реестр официальных видов спорта в России. Если говорить проще, то ряд компьютерных игр вошёл в список дисциплин, которые признаны спортивным сообществом. То есть теперь у киберспорта появилась платформа для развития: игроки могут получать деньги за командную игру. О том, как развивается новое направление в Ставрополе, узнал корреспондент «Вечёрки».

Ищем сильнейших

Региональный представитель Федерации компьютерного спорта России.
Сергей ГаврилюкРегиональный представитель Федерации компьютерного спорта России.

За рубежом компьютерные игры привлекают огромные финансы, соревнования по ним постоянно проводятся в разных уголках мира. У нас это направление пока ещё не развито до такой степени, но постепенно мы приближаемся к мировому уровню.

В 2001 году киберспорт уже признавали как вид спорта в России, но в 2006 году он был исключен из реестра по распоряжению Федерального агентства по физической культуре и спорту. Причина в несоответствии ряду критериев, как, например, развитие в более чем половине субъектов страны, отсутствие зарегистрированного общероссийского физкультурно-спортивного объединения. Только в июне прошлого года компьютерные игры вернулись в реестр.

Игровой клуб Cyber Cave расположился среди бесчисленных домов "Перспективного". По выходным здесь особенно многолюдно, а в период соревнований клуб превращается в настоящий улей. В комнате для болельщиков выставляются мониторы, по которым можно следить за ходом соревнований, а компьютеры в зале заняты молодыми энтузиастами, которые посвятили себя компьютерным играм. В будние дни здесь потише и поспокойнее. Несколько парней за компьютерными столами колдуют над клавиатурами и мышками.

- Глупость делаешь, не открывайся так, сразу под удар попадаешь, - комментирует игру своего напарника по команде молодой человек. Парень напротив кивнул и поменял тактику.

Клуб в сентябре прошлого года открыл Сергей Кузьмин, региональный представитель российской Федерации компьютерного спорта. Потребовалось немного времени, место изначально и задумывалось под киберспорт. Это даже не основная работа, а увлечение. Когда-то он сам так же сидел перед монитором, но постепенно хобби стало серьезнее.

- Я в студенчестве увлекался играми. Правда, с 2003-2004 годов уже не тренировался. Потом получилось поехать с другом на один турнир в Москве, там повстречали знакомых, которые и предложили нам создать федерацию в Ставрополе. Кто, если не мы, люди, которые много времени посвятили играм, должны этим заняться, - говорит Сергей.

Сейчас он получает аккредитацию Минспорта, чтобы быть представителем полноценной спортивной федерации. Это особенно важно, когда компьютерные соревнования стали привлекать большие деньги. В Ставрополе и Ставропольском крае уже есть игроки, которые достойно выступают в разнообразных дисциплинах. Недавно в этом клубе прошли соревнования по Dota, которые показали, что у нас есть сильные ребята.

- По мере возможности оказываю поддержку нашим геймерам. С моей стороны какая может быть помощь? Вот эта комната не сдается за деньги, - показывает Сергей комнату, стоящую отдельно от зала, - здесь играют команды, которые отбираются куда-то или участвуют в соревнованиях, тренируются перед чемпионатами.

Но не всё так гладко в этой сфере. Многие проблемы упираются в финансирование.Команды могут тренироваться, играть, но чаще всего это студенты, и на дальние поездки денег и времени у них нет. За счет этого составы сохраняются недолго. Если команда живет полгода, это уже успех. Не получая отдачи от киберспорта, люди выбирают более прибыльную область. А есть и такие, чье упорство вознаграждается. Сергей говорит, что есть команда из Новороссийска по Counter-Strike, средний возраст участников от 18-22 лет, которая отыграла на Кубке России и уже подписала контракт. То есть теперь её выступления на соревнованиях будут оплачиваться.

Правда, не во все игры «рубятся» на соревнованиях. Нельзя, например, вводить в список дисциплин игры с элементами случайности. Вместо них берутся только те, где геймер должен постоянно тренировать свои навыки. Например, тактическая стрелялка Counter-Strike, стратегия Warcraft и её популярная модификация DotA, многопользовательская онлайн-арена League of Legends и так далее. Так что, хочешь называться киберспортсменом, берись за те игры, где решающим будет фактор навыка и опыта.

Сергей старается на соревнованиях в клубе охватить все эти дисциплины, чтобы выявить лучших в каждой. Совсем недавно нашли в Ставрополе талантливого игрока в карточную онлайн-игру HearthStone. Сегодня он входит в TOP-150 Европы.

- Мы его спросили, почему никуда не ездит на соревнования. А он говорит: «А зачем? Не факт, что я отыграю затраченные деньги, а мне и так хорошо живется».

- Сергей, а чем для вас является киберспорт? - спрашиваю я собеседника.

- Интересно было, когда только начинал этим заниматься, проходил аккредитацию, договаривался с городскими управлениями. Было неудобно, думал, ненормально оценят, что 30-летний дядька приходит с проектом по киберспорту. При этом оказалось, что все во что-то играют. Везде была отдача. Все сразу: а давайте в «Героев», в «КС 1.6» сыграем... Для меня это такой же спорт. Я в свое время лет восемь играл в баскетбол. Здесь так же тренируется командный дух, так же общаются люди. Те ребята, с которыми мы когда-то ходили в компьютерные клубы, до сих пор со мной общаются.

Тайное общество ткачей

Капитан ставропольских «Ткачей» Иван Иволга.
Капитан ставропольских «Ткачей» Иван Иволга.

Я не мог не обратиться к действующим киберспортсменам, пока готовил этот материал. Эти ребята играют уже 15 лет. Не сама команда, а именно игроки. Начиналось всё со старой доброй Counter-Strike 1.5, постепенно эта версия ушла из соревнований, предоставив место Counter-Strike: Global Offensive. На два года наши герои ушли из киберспорта, но решили не бросать увлечение, освоили новую версию спортивной дисциплины и выбрали название команды «Ткань», или «Тайное общество ткачей». Капитан команды Иван Иволга рассказал о том, как выглядит киберспорт со стороны самих игроков.

Своё название ребята взяли по аналогии с фильмом «Особо опасен», где фигурировала организация ткачей. Но название «Тайное общество ткачей» было слишком длинным для соревнований, поэтому остановились на «Ткани».

Дисциплину Counter-Strike: Global Offensive пришлось осваивать буквально заново, версии «1.5», «1.6» были привычнее. С другой стороны, в новой версии больше возможностей, легче найти равного по рангу противника.

- Невозможно играть 15 лет и просто любить игру. Тем более игру, в которой всё повторяется из раза в раз и упирается исключительно на твой опыт. Ты любишь сам соревновательный дух, поддержку окружающих, своей команды, - говорит Иван.

«Ткачи» заявили о себе в 2015 году, завоевав 1-е место в региональном этапе Всемирного кубка ESWC. Когда же пошли на российский этап, проиграли. Где-то сказалась недостаточная подготовленность, не обошлось и без проблем с интернет-соединением.

Ещё один турнир 2015 года тоже принес ребятам победу в крае. На турнир MCS OPEN 3 в итоге прибыло 40 команд из разных регионов.

- Было здорово играть со всеми командами, но играть с Владивостоком невозможно. Высокий пинг (скорость прохождения сигнала по интернет-каналу), плюс они запросили игру на 12 часов ночи, что по нашему времени выпадает на рабочее время, тяжело было отпроситься. В итоге отыграли, вышли в групповой этап. Но дальше турнир обанкротился.

Последним крупным турниром для «Ткачей» был Кубок России 2016 года. Правда, игра состоялась только в начале 2017 года. Играли прямо на сцене при сотнях зрителей... Соревнования проходили на высоком медийном и профессиональном уровне.

- Ты понимаешь, что на тебя светят софиты, смотрят другие люди, тысячи интернет-пользователей, твои действия комментируют. В итоге переволновались и вылетели. Но опыт колоссальный. Очень странно было, время пролетело как-то быстро: казалось, что мы только сели, и уже через пару секунд всё кончилось, хотя игра длилась намного дольше.

Пока что для ребят всё это проходит на уровне энтузиазма, бескорыстного интереса к соревнованиям. Если зарабатывать на киберспорте, потребуется очень много времени. А уставшему после работы тренироваться тяжело, просто засыпаешь за столом.

Тренировки проходят следующим образом: карта в игре делится на свои сектора, каждый занимает понравившийся ему и отрабатывает одно и то же действие, куда-то кидает гранату, например. То есть нельзя просто устроить мясорубку, нужно отработать стратегию, потому что это чисто командная работа. Нужно знать, где в этот момент находится игрок из твоей команды, чтобы случайно не выстрелить в его сторону.

- В команде разбираются роли: так называемые убивалы, поддержка, есть капитан. Функцию последнего выполняю я. Обычно к команде добавляется тренер. Он подсказывает, что делать. Но сейчас их нельзя привлекать к соревнованиям. Хотя тренер существенно упрощает жизнь. Я бы сам не против уйти в тренеры.

Проблему регионального киберспорта Иван видит в нежелании игроков идти на контакт. Порой талантливые ребята просто боятся проиграть, боятся прийти в команду или собрать её самостоятельно. У нас есть сильные игроки, но их нужно "вытягивать". Киберспорт собирает вокруг себя фанатов, формируя своеобразную тусовку. Сами игроки все больше отказываются от онлайн-турниров и приходят на соревнования, где смогут увидеться с соперником лицом к лицу.

- Существуют стереотипы о киберспорте: прыщавые, толстые, ничем не заняты. Вот я перед тобой: не жирный, работаю, защитил кандидатскую по экономике, - говорит Иван. - Конечно, есть предвзятое отношение к компьютерным соревнованиям, но со временем люди понимают, что спорт - это сражение, соревнования, неважно где и в каком качестве. Тем более киберспорт красив и интересен. За ним интересно наблюдать. Каждая дисциплина требует своих знаний. Скоро стереотипы о толстых киберспортсменах исчезнут.

 

соревнования, киберспорт