Почта России: вчера, сегодня, завтра

Наталья Буняева

На Ставрополье полным ходом идет реорганизация и оптимизация объектов почтовой связи

Для того чтобы убедиться, что наша почта быстро и безоговорочно меняется, нужно всего лишь пройти в ближайшее отделение связи. Туда, где уже проведен ремонт и отделение стало стандартным, частью всероссийского корпоративного предприятия «Почта России». Журналистов ознакомили с «эталонным» образцом: почтовым отделением №44, что в Северо­Западном микрорайоне Ставрополя.

Действительно, то, что там сейчас, – это очень и очень красиво! Синий цвет – теперь официальный цвет нашей российской почты. И все в отделении (хочется сказать, салоне!) теперь синего «фирменного» цвета. Столы для клиентов, стойки у кассовых аппаратов, оснащенных компьютерами и новейшим оборудованием, информационные стенды для посетителей и даже ящики для выемки корреспонденции – все окрашено в «брендовый» цвет. Почта – это ведь не только прием и выдача корреспонденции! Теперь почтовые отделения будут оснащены компьютерами, подключенными к интернету. Заходи, плати небольшую сумму и работай. Можно отправлять электронную почту, можно совершать покупки, а в скором будущем через интернет мы сможем и платежи оплачивать. Это очень удобно.

Любое отделение почты, хоть отремонтированное по­новому, хоть еще нет, оснащено и дополнительными прилавками, на которых разместились товары народного потребления и все, что необходимо в быту. Хозяйкам удобно: товаров становится все больше, да и почтовикам выгода: российская почта дотаций не получает. Все зарабатывают сами. Сегодня почта оказывает более 60 видов услуг населению. К примеру, в почтовом отделении можно проявить фотопленки и напечатать фотографии.

Технический прогресс подтолкнул наших почтовиков и к новому, ранее невиданному на почте делу: специальные терминалы для оплаты сотовой связи. Комиссии тут нет: сто рублей положил, сто рублей на счет и ушло, без изъятых процентов. Скоро через терминал так же можно будет оплачивать счета.

Операторы почтовой связи теперь – универсалы: каждый может выполнять все операции, связанные с отправкой и приемкой корреспонденции, кредитных выплат, оплаты «коммуналки». В 44­м почтовом отделении больше нет очередей: операторы вежливы и корректны. Как позднее, на пресс­конференции, руководители управления Федеральной почтовой связи (УФПС) Ставропольского края заверили представителей прессы: «Любое хамство, невнимательность будут пресекаться на корню. Клиент всегда прав, и точка». С недавних пор сотрудникам повышена заработная плата. Она и сегодня не является такой уж высокой, но тем не менее уже заставляет задуматься… Во всяком случае, текучести кадров, как раньше, не наблюдается.

Почта в районах края, особенно в маленьких селах и хуторах, – средоточие всей жизни. Это и клуб по интересам для местных жителей, и магазин. И, собственно, почта, где есть телефон. Давайте не будем забывать, что в России 30 миллионов человек попросту оторваны от телефонной связи. А на почте телефон есть всегда… К сожалению, на почте нельзя купить лекарства, а в маленьких населенных пунктах, как правило, нет аптек. На мой взгляд, несправедливо, но Почта России пыталась «лицензироваться» для получения разрешения на продажу хотя бы самых простых и распространенных лекарственных препаратов. Увы… Теперь, как и раньше, за каждым пузырьком корвалола нуждающимся приходится ездить в районный центр или в город.

В Ставропольском крае реконструкция отделений связи разделена на два класса – «Стандарт» ­ для городов и «Эконом» ­ для сельской местности. Особых различий нет. Но теперь жители сел смогут делать еще и заказы. Кто­то, решит купить стиральную машину, кто­то холодильник или еще какую технику, или серьезные крупные вещи. Почта поможет: оформит заказ, привезет товар, и там же можно будет оплачивать кредиты… Это более чем удобно особенно для «невыездных» жителей: пожилых людей, молодых мамочек с детьми.

Вот некоторые показатели: в прошлом году принято и доставлено 48 с половиной миллионов писем (мы еще пишем письма!), 675 тысяч посылок, принято и отправлено четыре с половиной миллиона единиц денежных переводов. Рост от 110 до 177 процентов. Впечатляет?

Почта – предприятие, направленное в первую очередь на социум. То есть на людей, действительно в ней нуждающихся. Раньше пенсии разносили почтовики. Как ждали наши пенсионеры своих Валю, Тонечку, Марь Ивановну… Потом произошли известные события, и теперь пенсии разносят коммерсанты. Совсем недавно почтовики отвоевали право разносить пенсии в Невинномысске: «Мы защищаем и пенсионера, и почтальона. Ведь если случится, что на почтальона напали (а такое бывает), то государство уже через час решит проблему: почта при любом «катаклизме» донесет деньги клиенту… Надеемся, что так будет и в других городах».

Для многих почта – средоточие жизни: ведь служба эта настолько древняя, что даже историки не могут определить, когда же появились первые гонцы со свитками, берестами, искусными узелковыми письмами… На сегодня технический прогресс на Ставрополье коснулся почти тридцати отделений почтовой связи. Внедрено 303 автоматизированных рабочих места по приему денежных переводов и платежей, приобретено 40 компьютеров. И это – только начало!