Почти фельдмаршал. и не фельдфебель

Наталья Буняева

Государственной фельдъегерской службе России исполнилось 210 лет

<

 

Вообще­то, фельдъегеря вполне могут претендовать на звание «Старейшая в мире служба». На тысячи лет старше любой другой, в том числе и нашей, газетной, «второй» по старшинству. Как только зародилось и более­менее оформилось человечество, сплотилось в какие­то ряды, отряды и родовые кланы, так и понадобились гонцы. «Полевые гонцы» ­ так, собственно, и переводится с немецкого название «скрытной» связи. Самой быстрой, самой надежной, самой секретной. Первым известным истории фельдъегерем можно считать и древнегреческого воина, преодолевшего 42 километра 195 метров: он бежал в Афины из местечка Марафон, чтобы сообщить радостную весть о победе греков над персами. Кстати, те же персы возводили своих «гонцов» в почести за хорошую новость, и совсем не миловали их же за плохие. Служба такая опасная была.

На Руси гонцы тоже не всегда были уверены в своей безопасности: ходили только проторенными тропами, летели, меняя лошадей, сохраняя за пазухой царевы грамоты. Кстати, первое упоминание в летописи о передаче сообщений на территории Руси через специальных гонцов относится к первому тысячелетию. Нещадно грабились гонцы на русских дорогах: зипун и сапоги были серьезной наживой для грабителей. Полевые гонцы тех смутных времен выполняли не только различные военные «заказы»: доставить депешу государю или боярину, вовремя оповестить о приближающейся войне, но и служили «поверенными» в делах сердечных. Неразбериха в «гонцовской службе» была серьезная. Первым попытку упорядочить передачу специальных и секретных сообщений сделал Петр Первый. В годы его правления вообще ничего на месте не стояло, в том числе и сам государь: строил города и дороги, флот и активно «прорубал» окно в Европу. Куда уж тут без гонцов?

Но название свое, устав, знаки отличия, флаг, форму и прочие отличия фельдъегеря получили уже во времена правления Павла Первого. Он до сих считается отцом­основателем «гонцовской службы». Одеты они были скромно: мундир, аксельбанты к нему, удобные мягкие сапоги и обязательный ранец на груди. Там хранились депеши – неприкасаемый груз. Только фельдъегерь мог ехать без всяких препятствий в любую сторону тогда уже необъятной России. Ему везде был «зеленый». Северный Кавказ также был пунктом назначения для множества депеш. Простой почтой, уже вовсю работавшей тогда, «спецпочту» не отправить: от дворца в Петербурге до Ставрополя почтовая карета двигалась два с половиной месяца. Фельдъегерь покрывал это расстояние за две недели. На всем пути почтовиков и иных путешественников были расставлены ямы ­ постоялые дворы, где можно было переночевать, отдохнуть, поесть, что Бог послал и ямской хозяин приготовил. Но едва издалека раздавались колокольные «звоночки», все бросалось на полпути: хозяин постоялого двора уже выводил запряженную тройку лошадей, свежую, накормленную, и мигом пересаживал туда уставшего путника – государева человека. Только фельдъегеря имели неоспоримое право: колокольчики под дугой. Да позвончей: гонцам некогда прохлаждаться! Таким образом, депеша из северной столицы к нам, на южные рубежи, доставлялась в две недели. Всего­то!

Столетиями служба оставалась неизменной: принять депешу, доставить. При всех властях, при всех царях и правителях. Так же работали фельдъегеря и при последнем царе Николае, и при установившейся на всей российской территории советской власти.

Переход из старой жизни в новую для «гонцов» не был особо болезненным: дорога та же, секреты, хоть и другие, но так же неприкасаемые. В мае 1918 года на базе фельдъегерского корпуса активно создаются ведомственные структуры фельдсвязи. Через шесть лет они объединяются в единую общегосударственную фельдъегерскую службу в системе Народного комиссариата внутренних дел СССР.

На Ставрополье фельдъегерская связь в новом ее, советском виде появилась в июне 1923 года. Всегда – в военное время, в мирное, в годы восстановления послевоенного народного хозяйства фельдсвязисты Ставрополья надежно выполняли задания по доставке секретной корреспонденции, государственных ценных грузов, денежных средств и специальных поручений Правительства России и руководства Ставропольского края. В 1942 году фельдъегерь Ставропольского УНКВД Иван Бакалов был зачислен в состав так называемой «летной группы» фельдсвязи для доставки на самолетах документов Ставки Верховного Главнокомандования в осажденный Ленинград. Под непрерывными обстрелами, при непрекращающихся атаках фашистов как с земли, так и в воздухе, спецкорреспонденция доставлялась
вовремя. За этот подвиг Иван Евстафьевич был награжден орденом Красной Звезды.

Служба эта всегда считалась опасной и ответственной. Приказом НКВД СССР навечно занесены в списки фельдъегерской службы Василий Котов и Василий Жученко: в далеком 37­м они подверглись нападению бандитов, были ранены, но корреспонденция и ценности не были утеряны. Сейчас служба тоже требует навыков не только «быстрых» решений, но и определенного мужества: во «вторую чеченскую» пропал без вести фельдсвязист из Нальчика. До сих пор его следы не найдены...

День сотрудника фельд­связи расписан по часам. Каждый день они летают в Москву с особыми поручениями, все с той же секретной корреспонденцией. Причем фельдсвязист первым входит в салон самолета и последним выходит. Такие правила.

Каждый день они сами получают корреспонденцию, сортируют. И развозят по адресатам…

Вопрос покажется резонным: при нынешних новейших технологиях передачи сообщений не являются ли фельдъегеря анахронизмом? Нет, конечно. Это только на первый взгляд – отжившая профессия. Любое техническое устройство все равно несовершенно: компьютерный код можно взломать, использовать не по н азначению, нарушить правило конфиденциальности, дело невозможное для «полевых гонцов».

Множество веков «полевые гонцы» в дороге. Более двух веков они охраняются государством и считаются одной из элитнейших служб! Ежесуточно в самолетах и поездах с корреспонденцией находятся до трехсот сотрудников федеральной фельдъегерской связи. За главной и, казалось бы, несложной формулой: доставка пакета в срок, в полной сохранности и конфиденциально ­ стоит самоотверженный труд всего коллектива федеральной фельдъегерской связи. Под ногами у них тысячи и миллионы километров пути…