«Подари мне платок...»

Василий Скакун

Василий Скакун: грани бытия

У нас в Академии здоровья утвердилась замечательная инициатива, перешедшая в традицию. Одна из наших занимающихся в момент, когда я заканчиваю читать свою новую статью (по воскресеньям), Татьяна Павлова под собственный аккомпанемент гитары задушевным голосом поет две песни из репертуара советских композиторов. А по средам поет Татьяна Королева. В ее репертуаре песни бардов, подобранные на тему статьи. И на каждом занятии (и в воскресенье, и в среду) это, как правило, новые песни.

Причем воскресные песни - это песни нашей молодости, пожалуй, некоторые из них даже старше нас, но тем не менее абсолютное большинство присутствующих (бывает, что в зале и мест не хватает) подпевают нам. Ну как остаться безучастным к таким известным и популярным в свое время песням: «Подари мне платок», «На побывку едет молодой моряк», «У Черного моря», «Тонкая рябина» и т. п.

И, когда поешь эти песни, приходишь к парадоксальному выводу, что мы в современной жизни перестали пользоваться жанром этакой культурной самоподдержки. Эти песни мелодичны и приятны к восприятию, но (!) текст, вернее, замысел уже не соответствует сегодняшнему дню. Уже, быть может, к сожалению, никто никому не дарит тех самых платков, в которые можно было укутаться, и никто уж тем более не будет вязать на них узелки. Теперь дарят золотые побрякушки или машины своим любовницам. А приехавший на побывку моряк тут же снимет тельняшку и бескозырку, чтобы, переодевшись в «гражданку», пойти к друзьям или к любимой девушке, потому как нахождение в военной форме в последнее время как-то не вызывает общественного восторга.

Слушая песню об одинокой гармони, вспоминаю 50-е годы в родном селе, когда по воскресеньям молодежь с песнями под гармонь гуляла по центральной (Красной) улице двумя встречными потоками, стараясь перепеть друг друга. Меня родители тоже хотели приобщить к музыке: купили гармошку, договорились с учителем музыки. Я научился нескольким аккордам песни «Степь да степь кругом», но привезенные старшим братом футбольные туфли (бутсы) пересилили тягу к этой степи, в которой замерзал ямщик. Теперь по этой Красной улице уже никто не дефилирует, да и как ходить, если она запружена частным транспортом. И получается так, что сейчас всем тем, которым по 40 - 50 лет, и петь-то нечего. А тому, что поют те, назвавшие себя звездами эстрады, либо стыдно подпевать, либо все то, о чем там толкуется, это такая глупость и безвкусица, что ее невозможно запустить в свою душу.

А ведь без песен жизнь стала какой-то пресной, даже в компаниях по случаю дня рождения либо поют старые песни о подаренном платке, а чаще, «приняв на грудь», пляшут, непонятно как. Я помню, что у нас в селе было три места, где по субботам были танцы. И в репертуаре этих танцплощадок обязательно сохранялось чередование вальса, танго, фокстрота. Бывало, что один раз за вечер объявлялось «белое» танго - девушки приглашают на танец мальчишек. Вот с тех самых пятидесятых мне в душу запала мелодия С. Бешета «Маленький цветок» - чудо кларнетовой импровизации. И с тех пор я не меняю своих музыкальных увлечений, несмотря на прошедшие десятилетия.

Вот как неинтересно мы стали жить без песен, которые бы знали все или почти все, мы живем без красивых танцев, заменив их полупьяными вихляниями. Кстати, раньше на танцплощадках пьяных не было, даже подвыпивших туда просто не пускали.

Все происходящее можно называть как угодно, ссылаясь на изменение внутренней политики государства. Но потеря нравственности не зависит напрямую от строя (социалистической или капиталистической направленности), хотя она подвержена этой изменчивости, но все же зависит от состояния души. Еще Валентин Распутин в недалеком прошлом с горечью признавал, что перерождение в народе идет быстрее, чем ожидалось. Он напрочь отвергал спекулятивный характер ценностей, нравственных ориентиров, подштукатуренных непривычным для русского уха словом «толерантность», которые нам навязывают, предав анафеме целомудренность как явление русской глубинной жизни и как признак высокой литературы и культуры.

Что это, как понять, ведь недаром в библейских источниках считается, что бездушие больший грех, чем прямая агрессия. А быть может, и на самом деле был прав библейский пророк Амос, предрекавший духовный голод, который будет терзать мир. Как знать, но уж очень похоже на то, что его пророчества вступили в фазу проявленности. А посмотрите, во что превратилась некогда увлекательная программа Малахова - стыдно смотреть на выяснение семейных отношений с вытряхиванием грязного белья. И это проецируется на всю страну.

Но что же делать тем людям, которым небезразлична судьба страны? Ничего не делать, а просто тупо продолжать наблюдать весь этот катящийся под откос былой нравственный задел России? Нет, так не пойдет! Как это там говорил мудрец Фуллер: «В сущности, все значимые перемены в мире происходят из-за одного человека. Так что будь таким».

Вот мы и начнем всеми имеющимися способами поддерживать нравственные начала в каждом человеке, на личном примере показывая, что это один из наиболее простых путей к налаживанию как личной жизни, так и бытовых отношений со всеми людьми.

А что если нам начать пропагандировать эти старые, пусть несколько наивные для современного понимания, песни. Ведь задушевность их столь высока, что способна снимать «шоры» с помутневших от желания богатеть глаз. Помните, что по этому поводу говорил Конфуций, что высший человек чтит долг, а низший - наживу. Так долг нравственной жизни необходимо поддерживать всеми имеющимися средствами. И не надо надеяться, что это сделает кто-то вместо нас. Если не мы, то кто?

Так кому все-таки подарить платок? Я готов!

грани бытия, Василий Скакун