Погибла продленка?

Лия Карапетян

Монологи на заданную тему

Реформа школьного образования незаметно начинает сказываться, не лучшими переменами звеня. Одним эти новшества приносят безработицу, другим — безысходность. Речь — о продленке.
Житейский взгляд на эту проблему представляют сегодня читателям «Вечерки» представители «двух полюсов» одной планеты — Школьного Детства. Мама Жени И. работает на муниципальном предприятии, Лидия П. - бывший педагог.

«Длинное время» Жени

Марина И., мама первоклассника Жени, свои размышления о необходимости продленки укладывает в несколько весьма красноречивых фраз: «У нас в школе сократили учителей продленки, а учительница начальных классов, где учится Женя, вообще уволилась. Мне надо теперь бежать за ним в школу ближе к 12 часам, забирать на работу и тут уже выполнять домашнее задание. Ребенок устает больше от того, что томится в ожидании, пока мой рабочий день закончится. Когда была продленка, до 14 часов он был в школе — и поест, и уроки  сделает, и побегать успеет. Мы с сыном каждый день страшно устаем: я — от беготни, он — от «длинного времени». Буду переводить его в другую школу — туда, где продленка точно есть»... 

«Короткий» стаж молодой учительницы

А вот что рассказывает Лидия П., молодой педагог:
- В ноябре прошлого года началась моя педагогическая карьера. Работала я в одной из ставропольских гимназий. Мне повезло - образовательное учреждение, в которое я пришла, - одно из лучших (если не лучшее) в городе. Меня взяли на должность воспитателя группы продленного дня. Дети 9 -10 лет, третий класс. Для меня этот опыт был очень интересным. Ребята мне попались очень смышленые, умные, с ними было интересно разговаривать.
В сентябре этого года школа продолжила свою работу после летних каникул. Но вот новость как снег на голову: завуч с газетой в руках сообщила мне о том, что продленку решили сократить для  вторых, третьих и четвертых классов. Не дожидаясь развития событий, я ушла с работы....

Не место «ссылки», а единственный выход

- Так уж принято в нашей стране - дети никому не нужны, порой даже своим родителям, - продолжает свой рассказ бывшая учительница. - Это сразу видно. Путь от малыша до взрослого выглядит приблизительно так: младенец – очень уж раздражает всех вокруг своим криком в поликлинике; ребенок лет пяти – слишком подвижный, шумный и какой-то «не такой». И вот, наконец, радость - семь лет: можно свое чадо повесить на кого-нибудь и отдохнуть. В 13 лет, когда начинается переходный возраст, этот никому не нужный и вечно всех раздражающий ребенок начинает искать пути спасения. Стоит ли говорить о том, какие именно это пути?
Небольшой педагогический опыт Лидии П. привел ее и к другим выводам:
- Надо сказать, что для многих людей продленка – это всё же не место ссылки ребенка. Это, скорее, единственный выход. Увы, в нашей стране родители не имеют возможности (часто - и желания) сидеть с ребенком дома до его взросления. На самом деле целые дни проводить с малышом для многих – пытка. Иной раз легче устроиться на какую-нибудь работу, получать деньги да одобрение общественности: мол, и ребенка воспитывает, и работает. Конечно, всё очень индивидуально и зависит от конкретного человека. Есть родители, которые хотели бы больше времени проводить со своим чадом, но финансовое положение семьи не позволяет этого сделать. В таком случае есть два варианта: бабушка-дедушка или же - всесильная продленка. Поскольку первый вариант не всегда лучший, да и не всем доступен, второй многим кажется панацеей. Ведь, правда, там, в школе, ребенок защищен. Там есть ответственные за его жизнь. Его покормят и даже уроки сделают, а это, кстати, немаловажно, учитывая тот факт, что программа, даже в начальной школе, с каждым годом все насыщеннее и сложнее и сделать уроки дома – целая морока.
- Я была знакома с одной английской семьей, — продолжает Лидия. - Это была обычная семья: мама, папа и две дочери. Я много с ними беседовала, и как-то раз речь зашла о работе. Я спросила Донну о том, работает ли она. На этот вопрос, с удивленным выражением лица, ответил ее муж: «Вы что, у нас же дети!».

Кто обязан любить?

Лидия П. убеждена: здоровое общество невозможно без здоровых людей:
- Мы постоянно говорим о том, что надо детей занимать, - говорит бывшая учительница. - Надо лишить их свободного времени и тогда точно не будет у них в голове «всякой дури». Мы очень любим рассуждать о каких-то теоретических проблемах и всегда видим виновника в ком-то другом. Вот государство должно, вот учителя должны, те, другие – все должны, но не должен кто-то конкретный. Люди не могут понять простой истины: государство должно обеспечивать безопасность и социальные гарантии, прописанные в Конституции РФ. Учителя должны учить детей и следить за их безопасностью в школе. Но никто не обязан и не должен любить вашего ребенка!
- Поработав в гимназии, я убедилась в том, что учителя – это те же родители, - продолжает Лидия П., - которые бывают добрыми и заботливыми, а бывают жестокими и грубыми. Не стоит полностью перекладывать ответственность на педагогов! Не надо думать, что в школе работают только профессионалы, что все там под контролем. Лучше мамы и папы для ребенка никого нет. Другое дело - необходимость или желание сделать ребенка более социально адаптированным. Для этих целей школа и продленка в частности – хороший выход. Для тех, кто не знает, что же делают в продленке, скажу: в мои обязанности входила прогулка, обед, уроки, полдник, игровое время и какой-либо дополнительный урок. Вообще, мне хотелось сделать так, чтобы дети хорошо чувствовали себя со мной. Скажу честно, это очень сложно. Детей много, уделить внимание каждому порой просто нереально. Да и родители разные. Бывало так: с ребенком играешь, стараешься, потом приходит родитель и даже «здрассте» не говорит. Это не страшно, ведь ребенок ни при чем, но все же неприятно. А бывает так: родитель тебе в лицо улыбается, а на следующий день пишет жалобу - ни с того ни с сего. Это подло...
- Можно долго рассуждать на эту тему, - говорит бывшая учительница. - Если честно, не понятно, о чем думали власти, принимая решение о сокращении продленки. Постоянно говорили, что не хватает бюджетных средств. Но в это трудно поверить, учитывая, что на дорогущие ремонты и стройки (не школ и садов) денег хватает вполне...
И вот прошел месяц. В начале октября стало известно, что продленку таки оставили в нашей гимназии. Она есть, но остается открытым вопрос: зачем было мутить воду? Хотя, думаю, ответ я знаю – надо было создать видимость активной деятельности тех структур, которые ответственны за образование. Это как в старой советской шутке: мы делаем вид, что работаем, а государство делает вид, что нам платит... 

Комментарий чиновника

Этот материал я показала руководителю управления образования администрации г. Ставрополя Владимиру Зубкову. И вот как он прокомментировал его:
- Продленка в школе, конечно, нужна. Но только в том случае, если она выполняет свою социальную и воспитательную функцию. В качестве положительного примера я мог бы привести организацию этой работы в МОУ СОШ № 4 в нашем городе: эту школу можно по праву назвать «школой продленного дня».
В целом же в нашем городе с этого года произошла небольшая оптимизация групп продленного дня, но это не носило массовый характер. Мы старались подходить к этому вопросу индивидуально: то есть в тех школах, где группы продленного дня не выполняли своей социальной и воспитательной функции, не вносили развивающий компонент в программу — иными словами, действовали как бы формально, - эти группы перестали существовать. В целом же система в городе сохранилась в прежнем виде.