Поговорим о счастье

Василий Скакун

Каждый родитель непременно имеет сокровенное желание, чтобы его дети были счастливы и жили лучше, чем они. И что только не делается ради этого, особенно сейчас, когда некоторые получили квоты на сверхдостаток, считая это счастьем, которое они и передадут своим детям. А на самом деле это, как оказалось, серьезнейшее испытание не только для взрослых, но еще в большей мере для их детей. С деньгами людям и на самом деле дозволено много: жить в роскоши и почете, иметь виллы на лазурных берегах Франции и Флориды, открывать двери практически любого начальства, иметь дюжину любовниц, не говоря уже о «табуне» средств передвижения.

Но во всем этом, как ни странно, заложен некий парадокс – с увеличением материальных средств параллельно увеличивается ощущение, что счастье ускользает из объятий. И вот здесь начинаются самые настоящие проблемы со своими детьми. Я помню, как ко мне обращалась жена одного из бывших высших чиновников нашего региона с просьбой попытаться помочь дочери освободиться от наркозависимости. Так она, вполне взрослая девочка, пришла на встречу с опозданием на полчаса, а затем разговаривала со мной, как с тем человеком, который приходит к ним, чтобы устранить неполадки в санузле (хотя и с тем человеком непозволительно вести себя, как с прислугой). Ничего путного из этого намерения не получилось, ведь я хотел отвести ее к анонимным алкоголикам, которые утверждают, что наркомания лечится проще, чем алкоголизм, а там, сами знаете, какой контингент.

Сердобольные родители, как и их родители, с маниакальным упорством буквально с пеленок начинают натаскивать деток английским, балетом, конным спортом и фигурным катанием, музыкой. Это непреложный ликбез (в том или ином сочетании), который, по мнению взрослых, обязаны пройти дети, которым родители и бабушки готовят безбедное, а значит, счастливое существование. А если денег куры не клюют, то все перечисленные атрибуты переносятся за границу с последующим Кембриджем, Оксфордом или Гарвардом, где с дипломом данных заведений, по мнению родителей, счастье неотступно просто обязано следовать за ними.

Но вся сложность в том, что мы не способны силой заставить других людей (в том числе и своих детей) стать счастливыми потому, что нельзя дать человеку то, чего нет у тебя самого. Это сравнимо с тем, что при всем желании не получится другим людям делать какие-либо добрости, если ты не чувствуешь себя хорошим человеком. И как проблемы или несчастья не приходят в одиночку (пришла беда – отворяй ворота), так и добрости тянутся к добрости, а счастье - к счастью. Ведь никого не нужно убеждать в том, что быть счастливым человеком просто выгодно.

Дело в том, что все мы не владеем одной истиной... Внимание! Оказывается, счастье способно передаваться по наследству. Вспомните, что родители обычно передают по наследству – дом, транспорт, сбережения. И что из этого нередко получается? Нет, не ссоры, а буквально войны их детей, которые не способны по-справедливому разделить это добро. Ведь справедливость, оказывается, у каждого своя. Но если  их родители были бы по-настоящему счастливы, то это счастье, впитанное детьми на генном или подсознательном уровне, ни под каким предлогом не могло бы рассорить их детей ни по вопросу наследства, ни вообще по жизни. И потому счастье – это самое неоценимое наследство, которое мы можем оставить своим детям. Мудрецы поучали: «Чтобы мои дети были счастливы, я должен быть сам счастливым человеком. Ибо воспитание ребенка - это воспитание самого себя».


Посмотрите на проблемы трудных семей. Там в обязательном порядке вырастают трудные дети во всех проявлениях этого понятия. И это совсем не потому, что в этих семьях мало денег и они используют непопулярные методы воспитания, а только по одной причине – родители этих детей несчастливые люди. Им нечем поделиться со своими детками. Хотя в других семьях с аналогичным материальным обеспечением, если там есть лад, любовь и счастье, то их дети непременно, вырастая, становятся достойными людьми нашего общества.

К тому же говорят, что сейчас чуть ли не официально с преподавателей общеобразовательных школ сняты обязанности воспитательного характера. Все они – предметники, и задачи, стоящие перед ними, - способствовать получению определенных знаний школьниками по преподаваемому ими предмету. Конечно, как они могут делиться счастьем, если в своем большинстве они несчастливые люди.
Вот сейчас в стране постоянно поднимается вопрос о необходимости возрастания роли патриотизма, особенно среди молодежи. Но его, патриотизм, способны поднимать только истинные патриоты, которые, как правило, остаются в стороне от всей этой кампании. Ибо тем, чем сам не владеешь, как мы уже говорили, делиться не можешь.

Надо учиться делать себя счастливым человеком, и тогда люди, увидевшие в вас эти перемены, которые невозможно не заметить, сами придут за советом. Всегда и везде в нашем несовершенном мире может работать только один принцип, основанный на личном примере. При этом вы можете заниматься любым делом (это, по большому счету, не важно), просто надо делать свое дело очень прилежно и с любовью, и люди обязательно будут благодарны вам за это. А кроме того, это будет некой гарантией появления не только финансовой независимости, но и еще одной возможностью стать обладателем счастья.

Недавно одному из моих первых учеников исполнилось 60 лет. У них с женой, тоже нашей ученицей, трое детей. И каким-то образом все сложилось так, что жизни их детей, а те уже имеют и свои семьи, и своих детей, крутятся вокруг бабушки и дедушки. Все друг другу помогают не только во всяких ремонтных делах, но и, что весьма показательно, все три молодых пары вместе с детьми едут на отдых в одно место (горы, рыбалка и т. д.). Вот такая сплоченная и радостная компания. И, вспоминая слова Л.Н. Толстого о том, что все счастливые семьи счастливы одинаково, находим еще одно подтверждение, что счастливые родители сумели передать по наследству (или наделить) это великое чувство взаимной любви и непрекращающегося счастья.

родители, дети, счастье, семья, наследство