Поговорим о смысле жизни

Василий Скакун

Хочешь стать счастливым, делай счастливыми других людей, хочешь быть здоровым – помогай больным, хочешь жить безбедно – будь щедрым для других

Как-то я заинтересовался жизнью пчелиных семей и был приятно удивлен безукоризненной отлаженностью всего того, чем и как они занимаются. Заметим, что у них настолько все сбалансировано, что нет необходимости в создании сыска, полиции, судов, тюрем, армии, правительства, министерств и ведомств, а также прочих атрибутов человеческой жизни. И догадываемся почему? Потому что у них нет личной собственности (а значит, зависти, алчности и агрессии против других), и смысл всей жизни – общественное благо, которое они совместными усилиями пытаются приумножить. И потому они ни с кем не воюют, не обманывают друг друга, естественно, не воруют и не обвиняют никого из собратьев в недобросовестности, тем более в коррупции. И они так существуют по единым стандартам (правилам), вложенным в них ДНК или геном, что неважно на самом деле, многие тысячелетия, не отступая от них ни на йоту ни вправо, ни влево. И по той же причине (отсутствие личной выгоды) они не организуют протестов и не требуют улучшения жилищных условий, не сплачиваются в профсоюзное движение, не избирают депутатов и правителей. Обо всем для них побеспокоилась
мать-природа.

Я задумался: а ведь то, как они живут, - это некий своеобразный абсолют, то есть всё честно, всё справедливо, всё законно, то, к чему человечество безрезультатно пытается добраться, убивая друг друга, обманывая, изобретая новейшее оружие, а в итоге результат нулевой. Пчелы же строжайшим образом выполняют предписанные им индивидуальные задания: кто-то исполняет роль разведчиков, кто-то добытчиков, другие служат в охране, некоторые трутнями, которых после окончания их работы (спаривания) лишают жизни – бездельники семье не нужны. И по подобным схемам существуют многие виды животных, просто у пчел это выглядит более показательно. И только человек вмешивается в их частную жизнь, бессовестно забирая у них значительную часть общего богатства (меда), причем не столько для себя, сколько для обогащения.

И приходит упрямая мысль, а почему человеческая сущность столь расхлябанно-неуправляема в своих помыслах, намерениях и поступках. Понятно, что вся причина в той самой свободе выбора, предоставленной только человеческому роду. Но и этого мало – в каждую сущность, кроме того, не забыли вложить ростки алчности, гордыни и похоти. Но вот вопрос, на который до сих пор не находился ответ, – с какой целью нам развязали руки и вручили страсти, зачем так усложнили бытиё человеческое?

В книге «Библия счастья» нашлось логическое обоснование этой задумки Бога: «Человек – это рост, это поиск. Человек не завершен, и потому не ограничен. Все создания, начиная от муравьев, обладают одним свойством - завершенностью, все, за исключением человека. Только человек не законченный, поэтому человек наделен открытостью. Все другое уже закрыто. Роза – это роза, но человек может быть кем угодно. Он может быть Иудой, он может быть Иисусом. Все возможности открыты, все выборы доступны.

Поэтому те, кто принимает свою жизнь как завершенную, запланированную, упускают весь ее смысл. Жизнь – это поиск, эксперимент, это исследование того, как стать гармоничным и целостным. В этом-то и есть главное достоинство человека. В этом становление личности, в этом его уникальность. Он может расти именно потому, что он не завершен, потому что он несовершенен. Он может раскрыться, он может научиться, он может стать. Человек – поиск, он растет, развивается. Он не бытие, но становление, исследование. В этом его красота, его великолепие. И все это дар Бога».

Подобные рассуждения о незавершенности человеческого существа доводилось находить у просветленных людей. Вот выдержка из книг одного великого мыслителя. Он пишет: «Кто – я? Я – моей жизни незаконченная работа Бога».

Все это называется экспериментом Бога относительно человечества. И теперь понятны и осмысленны Его действия по сменам цивилизаций. Ведь только таким образом можно было изменять базовую модель человека, чтобы, внеся в нее коррективы, продолжать эксперимент на следующем витке цивилизации. Нам не дано предвидеть, какие выводы Творец сделает относительно нашего периода существования. Но, честно говоря, оптимизма по этому поводу мы своим поведением оставляем немного.

А вот мнение французского философа XVIII века Гельвеция: «Искусство настоящей политики – это искусство делать так (такие законы. – Прим. автора), чтобы каждому было выгодно быть добродетельным», то есть осмысленно работать на общество, на тех, кто по разным причинам не способен выбраться из нищеты и бедности, то есть так, как живут пчелы, но они иначе не могут, а люди должны дойти до этого сами.

В этой связи открывается еще одна тайна – в чем же конечная цель всех (многоразовых) человеческих жизней на планете? Человек, каждый индивидуум, должен достигнуть совершенства (гармонии) своего существования, а для этого нам предоставлены в помощь несколько законов, способствующих нашему духовному развитию (при условии, что мы откроем их в себе и примем на вооружение в борьбе против личного невежества). Это закон причинно-следственных связей, то есть все есть следствие ранее проявленных причин (что сеем, то и пожинаем). И второй – закон подобия. Хочешь стать счастливым, делай счастливыми других людей, хочешь быть здоровым – помогай больным (тем самым тренируя свою иммунную систему), хочешь жить безбедно – будь щедрым для других. Кстати, об этом же говорил и Будда: «Побеждай гнев при помощи спокойствия, побеждай зло при помощи добра, побеждай бедность при помощи щедрости, побеждай ложь при помощи истины».

Для того чтобы двигаться к совершенству в любой области, необходимо иметь цель, то есть куда, зачем и с каким конечным намерением необходимо прилагать соответствующие усилия, чтобы постепенно приближать себя к конечной цели. Но люди абсолютно неверно выстраивают свои цели, которые неизменно крутятся вокруг материальных ценностей, что в принципе не способно иметь конечной цели, так как цель все время убегает вперед. Истинной целью могут служить только нравственно-духовные составляющие. Ведь дух, во-первых, первичен, а во-вторых, мы все живы только наличием духа в себе.

Как же реально прочувствовать и оценить, что мы на правильном пути, что самосовершенствование реально? Когда вы начнете еженедельно делать семь - десять добрых дел для незнакомых людей, получая от них слова благодарности, то это действо начнет очищать вас от негативных энергий, засевших в вашем сознании. И тогда вы непременно почувствуете, что как-то совсем не хочется грубостью отвечать на грубость, ибо уже появилась способность удерживать себя от негативного ответа и что критиканство всего и вся уже не является предметом первой необходимости, и, пожалуй, главное – перестаешь всех поучать, как им правильно жить. И это на самом деле и есть тот самый важный вклад в самосовершенствование себя как личности.

философия, изотерика, Скакун