Покажите нам разум

Василий Скакун

Многие люди весьма скептически относятся к самой идее разумности жизни как таковой в окружающем нас мире.

И с большим натягом принимают наличие ра-зума в воде, доказанное учёным людом. Они не представляют, каким образом это может проявляться и какой нам прок от её разумности. Забывая при этом, что все мы в среднем на 75% состоим из воды. Следовательно, и её разумность, качествен-ность которой определяет хозяин тела своим поведением, тем или иным образом влияет на состояние нашей жизни. И на самом деле, о какой разумности мира мо-жет идти речь, если уже неоднократно мы, люди, населяющие планету, подводили человечество к критической точке противостояния, после которого жизнь на Земле могла быть уничтожена.

Но всё-таки вернёмся к теме разумности. Греческому богу Гермесу, сыну Зевса и Майи, приписывают открытие семи космических законов. И первый, самый важный из них, гласит: «Всё есть Разум. Всё цельно и вечно. Реальность есть про-явленный Разум как энергия жизни и как неодушевлённая материя. Разум имеет энергию, которую обычно называют святым духом».

Трудно представить себе, в сравнении с настоящим временем, духовную со-ставляющую Древней Греции. Если кто интересовался её историей, то непременно должен слышать о семи мудрецах, внесших огромный вклад в дело развития циви-лизации. Это они определили, что Разум вечности есть путь, на котором нет и не может быть противоречий. Они же высказали предположение, что вечность не име-ет начала и конца. Её нельзя увидеть, услышать, прикоснуться, но каждый проснувшийся духом знает, что она была, есть и будет. Она в каждом из нас – в лю-бой момент жизни.

И вот что интересно: в это же время (примерно IV век до н. э.) великий китай-ский мыслитель Лао Цзы, называвший эту энергию словом «Дао», писал: «То, что нельзя увидеть, зовётся невидимым, то, что нельзя услышать зовется неслышимым, то, что нельзя удержать, зовётся неудержимым, и это есть Дао – путь Неба. Здесь есть только единство, состоящее из невидимого, неслышимого, неощутимого, но это то, что составляет гармонию мира». Это мир без войн и противоречий, о кото-ром мечтают все люди, все народы, все страны.

Как себе это можно представить? Попадая на какой-нибудь необитаемый остров или находясь в труднодоступном для человеческого промысла месте, не-вольно видишь, ощущаешь этот мир гармонии, в котором весь растительный и жи-вотный мир, хоть и ведет свои индивидуальные жизни, но тем не менее это не влия-ет на общую умиротворённость гармонии. Ибо гармония – это и есть проявление разумности Творения мира. И всё то, что выпадает из состояния гармонии, всё это тут же лишается разумности. «Бог дал дух Свой – Разум, чтобы мы могли понимать Его волю и исполнять её, а мы этот дух безуспешно пытаемся употреблять на ис-полнение своей воли» (восточная мудрость).

Мы все просто не дошли до понимания, что жить в состоянии гармонии про-сто выгодно во всех без исключения отношениях. Попытаемся разобраться, почему так. Всё дело в том, что Разум – это своеобразная энергия жизни, реализуемая в со-стоянии гармонии. Это она заставляет весной пробуждать жизнь. Птицы, когда гар-монично поют до восхода Солнца, подпитываются энергией Разума. Это он наделя-ет воду способностью оставаться разумной, находясь в одной из трёх её составля-ющих – жидком, твёрдом и газообразном.

Всё в этом мире разумности неповторимо. Все люди планеты абсолютно ин-дивидуальны, что с позиции материального мира понять невозможно. Всё это объ-яснимо только с позиции гармонии Разума. Ибо все мы своей индивидуальностью, по идее, должны стыковаться (как пазлы) друг с другом, создавая тем самым гар-монию жизни через гармонию Разума. У нас, оказывается, есть внутреннее зрение, внутренний слух, внутреннее осязание. Примером подобного «видения» был поэт Румми, живший тысячу лет назад. Он писал: «Каждое дерево и растение, кажется, танцует на лугу, те, которых обычный глаз видит неподвижными и тихими». И А.С. Пушкин видел мир внутренним зрением: «Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса...». Мы же, не поняв назначение жизни, посредством всё той же индивидуальности (через проявление эгоизма) отталкиваемся друг от друга, создавая дисгармонию мира – войны, противостояния, сговоры, то есть нашу сего-дняшнюю реальность. И естественно, что в такой жизни мы теряем возможность подпитываться энергией Разума, отсюда и причины многих недоразумений, в том числе и болезней. Но и этого мало, находясь в состоянии гармонии с окружающим миром. Разум создаёт условия, наиболее благоприятные для жизни: это когда всё или многое ладится или когда говорят, что конкретного человека ведут по жизни. А кто ведёт? Разум, сообразно гармонии выбранного человеком пути.

«Разумная жизнь подобна человеку, несущему далеко перед собой фонарь, освещающий его путь, - писал Л.Н. Толстой. – Такой человек никогда не доходит до конца освещённого места, освещённое место идёт впереди его. Такова разумная жизнь, и только при такой жизни нет страха смерти, потому что фонарь, не переста-вая, освещает до последней минуты, и уходишь за ним так же спокойно, как и во всё продолжение жизни».

В Библии говорится, что мир будет принадлежать кротким. Что значит быть кротким? Нет, это не те, которые безвольные и бесхарактерные. Это те, которые научились жить в гармонии, наполняясь энергией Разума, не испытывая при этом зависти, страха и недоброжелательности.

Но почему-то всем нам представляется, что кроткие – это какие-то недоумки. «Когда человек употребляет свой ум на разрешение вопроса о том, зачем суще-ствует мир и зачем он сам живёт в этом мире, с человеком делается что-то вроде дурноты, головокружения. Ум человека не может придумать ответы на эти вопросы. Что же это значит? А то, что ум человеку не дан на то, чтобы отвечать на эти вопро-сы, что само задавание таких вопросов означает заблуждение ума. На эти вопросы способен отвечать только разум. И потому разум решает главный вопрос жизни: «Как жить?». И ответ ясен: жить в гармонии, то есть так, чтобы было хорошо и мне, и всем людям. Это нужно всему живущему и мне. И возможность этого дана всему живущему и мне дана тоже. И это решение исключает вопросы, почему и зачем?» (Л.Н. Толстой).

И, смотря на все дипломатические потуги с попытками реализовать мир на планете, которые из раза в раз заканчиваются безрезультатно, понимаешь, что ди-пломаты не способны установить мир, так как отсутствие гармонии в них вызывает внутренние противоречия, которые всегда стремятся вырваться наружу. И потому-то мудрецы настаивали на том, что внешний мир невозможно установить, пока он не будет установлен внутри человеческих сущностей.

саморазвитие