Позор Минобра

Михаил Василенко

Экзамены по сдаче экзаменов Минобр России позорно провалил, став публичным посмешищем и преподав молодежи урок безнравственности. Теперь окончательно ясно: система просвещения держится исключительно на самоотверженном труде и личной порядочности тех учителей, которые, несмотря ни на что, продолжают сеять разумное, доброе, вечное.

В Смутные времена начала XVII века Смоленск, осажденный поляками и умирающий от голода, не сдавался, даже когда распалась страна, когда в Москве верховодили бояре-предатели, а все кому не лень - от шведов до казаков - промышляли на Руси разбоями да грабежами. А Смоленск стоял. Этого, поражаясь стойкостью горожан, не могли понять ни иноземцы, ни их русские приспешники, ни забитые, запуганные, разобщенные соотечественники. А Смоленск стоял, пока окончательно не истощились силы его защитников. Может быть, поэтому страна и спаслась.

Сегодня - смутное время в нашем образовании (и не только в образовании, но не о том речь). Нескончаемая его реформа - невразумительна и пока бесплодна. В штабе отрасли - измена, или беспомощность, или циничное равнодушие, или скудоумие (неизвестно еще, что хуже). А учителя-подвижники несут детям свет знаний. Сногсшибательная по масштабам утечка «секретных материалов» дискредитирует государственную методу оценки этих знаний, добытых честным трудом. А добросовестное учительство вопреки всему укрепляет в детских душах моральные устои. Неправедно высокие выдуренные баллы позволят липовым грамотеям, что с гор, что с равнин, занять чужие бюджетные места в лучших вузах. А преданные своим высшим начальством педагоги, как могут, поддерживают в питомцах веру в справедливость, в силу добра...

Экзаменационная профанация сегодня выглядит как предвестница глубочайшего кризиса, который может поставить под угрозу будущее страны и народа. Разрушение нравственных ценностей, потакание невежеству, девальвация знаний и интеллекта нации в век взрывного развития наук и технологий - все это грозит произрастанием поколения циников, приспособленцев, жуликов, не способных к творчеству и созиданию. А разочарованные в своей стране молодые люди, обладающие знаниями и интеллектуально развитые, будут искать прибежища за ее рубежами. С кем останемся, господа? С врачами, умеющими только выписывать справки? С конструкторами, чей «потолок» - двухколесная тачка? Да еще в придачу с миллионами неграмотных гастарбайтеров?..

Сегодня судьба будущего России, как никогда, зависит от учителей - скромных, терпеливых, мудрых, совестливых. Только на них надеемся и уповаем на то, что им хватит сил и здоровья.