PR-деятельность – вред или польза?

Сегодня отмечается День PR-специалиста. Об этом празднике мало кто знает, но не уделить ему внимания нельзя, хотя бы просто потому, что представить современную жизнь без PR-технологий невозможно.

Так что же такое PR? Паблик рилейшнз – это управленческая деятельность, направленная на установление взаимовыгодных, гармоничных отношений между организацией и общественностью, от которой зависит успех функционирования этой организации. Видов пиара довольно много: черный, белый, желтый, серый, коричневый, зеленый, вирусный, социальный, самопиар. Но чаще всего в сфере пиара, конечно, выделяют черный и белый.

 Черное или белое? 

Большинство людей нашей страны наверняка знают, в чем отличие белого и черного пиара. Одно название уже говорит само за себя. А если еще и разобраться поглубже в сути этих понятий, то можно увидеть, что оба вида пиара коренным образом отличаются друг от друга. О белом пиаре обычно много не говорят, всем и так понятно, что это - открытая реклама от своего собственного имени. Второй же вид пиара является наиболее сложным и запутанным. В нем часто используются «черные технологии» (обман, фальсификация) для очернения, уничтожения конкурирующей партии, группы и т.д., распространение от ее имени оскорбительных или экономически опасных заявлений и др. Иногда работники черного пиара ограничиваются публикацией компромата. Разбойничьи наскоки «черного PR» на российском рынке товаров и услуг специалисты объясняют болезнью роста и обострением конкуренции. А болезнь эту может излечить только закон. Когда в нем будут установлены размеры штрафов за передачу ложной информации, тогда «черные пиарщики» серьезно призадумаются.

 А нужен ли PR и есть ли от него польза?

Смысл всякой деятельности в том, чтобы приносить людям пользу и делать их жизнь лучше. А таковой ли деятельностью является пиар? Довольно часто и рекламщики, и журналисты, и даже сами пиарщики задают себе этот вопрос. Но мнение специалистов – это одно, а вот то, что думают о пиаре люди на улице, - это уже куда интереснее. Поэтому я и решила провести небольшой опрос, который позволил мне сделать определенные выводы о взглядах людей разных категорий на это явление. Опрос показал, что люди «за 60» нередко говорят, что даже не слышали о том, что такое пиар. Соответственно, о его полезности и необходимости в обществе судить не могут. Опрошенное поколение людей помоложе знает, что такое PR, но к однозначному мнению о его роли не приходит. Одни считают, что в современном мире он необходим, так как без помощи пиар-технологий сейчас просто невозможно создать рекламу предприятию или урегулировать рыночные отношения. Другие же думают, что пиар – это зло, в котором нет необходимости и которое надо искоренять из нашего общества. Молодое же поколение чаще всего говорит, что PR – это как раз то явление, которого в современном мире давно не хватало. На пиаре, по мнению молодежи, строятся буквально все общественные отношения, и он, безусловно, нужен, а главное – полезен для общества. Единственное НО в области пиара, о котором говорили представители трех поколений, - это «черный пиар». Все опрошенные в один голос утверждают, что если пиарщики создают собственный мир, в котором ведут свою игру, то играть надо честно, без обмана, а главное – по правилам, для всех одинаковым.
Кристина Бунталик