Праздник истинно народный

Наталья Ардалина

1 сентября – это не только нарядные бантики и суета школьных линеек, но еще и серьезный повод поговорить. Например, о галопирующей сложности образовательных программ, коррупции в образовании и международном «весе» российского диплома. Эти темы стали ведущими в интервью со спикером Ставропольской городской Думы Игорем Епринцевым.

— Игорь Иванович, а что День знаний означает лично для Вас?

— Учитывая, что один из моих сыновей – студент, а другой — школьник, для меня это – значимый семейный праздник. Кроме того, отрадно, что в этот день в первый раз в первый класс идут 3000 первоклашек, а для учащихся выпускных классов торжественная линейка пройдет в последний раз, но впереди их ждут увлекательные студенческие годы. Наша молодежь, талантливая и перспективная – это будущее Ставрополя, его опора и надежда.

— А Вам в школьные годы учеба легко давалась?

— Легко давались математика, химия, физика, те науки, которые принято называть точными. Гуманитарные дисциплины — в меньшей степени. Очевидно, потому, что все было очень идеологизированно и политизированно, в определенном аспекте, в одной плоскости, сухо и однобоко. Хотя, на самом деле, гуманитарные предметы — очень интересные. Сейчас у нас другая крайность: мы выходим в мировое сообщество и пересматриваем факты, которые для нас когда­то казались незыблемыми. Такие, например, как победа нашего народа в Великой Отечественной войне. Делать этого, на мой взгляд, ни в коем случае нельзя, тем более если мы говорим, что нам нужна национальная идея. А вообще в процессе обучения очень многое зависит от преподавателя и психологического фактора.

— Какова Ваша родительская точка зрения на сложность существующих программ?

— Считаю, что перегрузка программ не всегда необходима и оправдана. Безусловно, школа старается заложить очень качественные знания. Но фундаментальный подход ко всем без исключения предметам нецелесообразен.

Нужно исходить из четкого представления об адресности тех или иных знаний, об их дальнейшей практической пользе. В целом же, повторюсь, наши учебные заведения дают отличную общую подготовку, марка качества есть. Скажем, человек с педагогическим образованием может быть компетентен и востребован на той же муниципальной службе. Безусловно, это говорит в пользу глубины полученных знаний...

— …и бесценности российских дипломов.

— Не могу полностью согласиться. Не для всякого российского диплома на Западе горит «зеленый свет». Хотя ситуация почти анекдотическая. В американской системе образования любой окончивший институт человек считается доктором наук в своей сфере. А все преподаватели, кроме школьных, называются профессорами, включая преподавателей зарубежных аналогов кулинарных техникумов и курсов кройки и шитья.

— Тем не менее российские «мозги» на Западе в цене, коль скоро не прекращается их утечка?

— По числу лауреатов Нобелевской премии Россия занимает 7­е место в мире, такое же, как и по запасам нефти. А по продолжительности жизни ­ 142­е. Выводы напрашиваются сами собой. Будет достойное качество жизни – прекратится утечка.

— До сих пор в нашей стране не утихают споры на тему ЕГЭ.

— Видимо, для нашей страны это естественно. Любые преобразования в России всегда воспринимаются неоднозначно: есть сторонники, есть противники. Думаю, что время все поставит на свои места. В самой идее я ничего плохого не вижу. Но думаю, что ЕГЭ не должен быть единственным критерием оценки, поскольку он дает усредненные, поверхностные представления о знаниях абитуриента, и оценить по нему творческий потенциал очень трудно.

— Что Вы думаете о существующих в учебных заведениях таксах за зачет или экзамен?

— А это уже вопрос профессиональной этики, нравственности, если хотите. И это отнюдь не высокие слова. Я считаю, взятки в вузах — это позор для отрасли. Потому что интеллектуальная прослойка общества и совесть – это понятия одного порядка. Где она теперь, русская интеллигенция, — носительница знаний и нравственности в самом чистом виде? Вопрос открытый. Вы себе можете представить, чтобы взятки со студентов в восемнадцатом веке брал, скажем, Михаил Васильевич Ломоносов? То­то и оно.

— Так сложи­лось, что образование и наука в какой­то момент оказались обделенными вниманием государства, общества, бизнеса…

— Но я думаю, что основания для оптимизма у нас все же есть, национальный проект «Образование» позволяет в это верить.

— Вернемся к молодежи. Дайте, пожалуйста, Вашу оценку современного телевидения как формы проведения досуга.

— Честно говоря, от бесконечной череды «мыльных опер» и нудных шоу, которые демонстрирует наше телевидение, можно сойти с ума. Но это закон рынка: аne money — ane movie, за любые деньги – любой фильм. Хочется верить, что это, скорее, привычка потребителя, нежели его дурновкусие и низкий интеллектуальный уровень. Огорчает, что телевидение стало бестактным и безжалостным. На любой теме, даже трагической, деловито и цинично делается рейтинг. Один телекритик метко окрестил данное явление «шоу на костях». Какова его цель? Возможно, отвлечь народ от размышлений. Думаю, все­таки куда полезнее провести пару часов на спортплощадке, чем поглощать телеширпотреб.

— Я знаю, что, подкрепляя слова делом, Вы лично вносите весомый вклад в строительство новых спортплощадок.

— Это инвестиции в здоровье наших детей, а значит, инвестиции в будущее. Организацией досуга детей и молодежи надо заниматься серьезно. В День города на территории Северо­Западного микрорайона откроется новый стадион. Там будет замечательное футбольное поле, трибуны для зрителей, освещение, беговые легкоатлетические дорожки, сектор для прыжков. Все оборудовано по последнему слову техники. Впрочем, это не единственный подарок горожанам. 5 сентября начинает свою работу новый центр внешкольной работы в Северо­Западном микрорайоне города Ставрополя. Это такой своеобразный «наследник» советских комнат школьника.

— То есть работать центр будет бесплатно?

— Совершенно верно. Для ребят различных возрастов будут работать кружки основ медицинских знаний, туристический, рисования, изонити. Есть теннисный стол, настольные и спортивные игры…

— Игорь Иванович, и последний вопрос. Какие наиболее важные решения, касающиеся сферы образования, принятые Ставропольской городской Думой, Вы бы отметили?

— Такие решения принимаются Думой ежегодно, и в этом году их уже принято свыше десяти. В том числе утверждена программа «Развитие дошкольного образования в городе Ставрополе на 2006 ­ 2010 годы», направленная на снижение заболеваемости среди дошкольников, развитие у них так называемых социальных задатков, а также собственно увеличение сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Еще одна принятая программа — «Одарённые дети города Ставрополя на 2006 ­ 2008 годы» подразумевает создание условий, способствующих продуктивной самореализации одаренных детей. Программа «Дети «группы риска» на 2006 ­ 2010 годы» позволит сосредоточиться на вопросах профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Назову еще одну программу — «Профилактика стоматологических заболеваний детей и подростков города Ставрополя на 2006 ­ 2010 годы». По итогам ее реализации мы рассчитываем оснастить большинство ставропольских школ стоматологическими кабинетами. И это только начало важной и масштабной работы.

Беседовала Мария Андреева.

Нужно исходить из четкого представления об адресности тех или иных знаний, об их дальнейшей практической пользе. В целом же, повторюсь, наши учебные заведения дают отличную общую подготовку, марка качества есть. Скажем, человек с педагогическим образованием может быть компетентен и востребован на той же муниципальной службе. Безусловно, это говорит в пользу глубины полученных знаний.

— …и бесценности российских дипломов.

— Не могу полностью согласиться. Не для всякого российского диплома на Западе горит «зеленый свет». Хотя ситуация почти анекдотическая. В американской системе образования любой окончивший институт человек считается доктором наук в своей сфере. А все преподаватели, кроме школьных, называются профессорами, включая преподавателей зарубежных аналогов кулинарных техникумов и курсов кройки и шитья.

— Тем не менее российские «мозги» на Западе в цене, коль скоро не прекращается их утечка?

— По числу лауреатов Нобелевской премии Россия занимает 7­е место в мире, такое же, как и по запасам нефти. А по продолжительности жизни 142­е. Выводы напрашиваются сами собой. Будет достойное качество жизни – прекратится утечка.

— До сих пор в нашей стране не утихают споры на тему ЕГЭ.

— Видимо, для нашей страны это естественно. Любые преобразования в России всегда воспринимаются неоднозначно: есть сторонники, есть противники. Думаю, что время все поставит на свои места. В самой идее я ничего плохого не вижу. Но думаю, что ЕГЭ не должен быть единственным критерием оценки, поскольку он дает усредненные, поверхностные представления о знаниях абитуриента, и оценить по нему творческий потенциал очень трудно.

— Что Вы думаете о существующих в учебных заведениях таксах за зачет или экзамен?

— А это уже вопрос профессиональной этики, нравственности, если хотите. И это отнюдь не высокие слова. Я считаю, взятки в вузах — это позор для отрасли. Потому что интеллектуальная прослойка общества и совесть – это понятия одного порядка. Где она теперь, русская интеллигенция, — носительница знаний и нравственности в самом чистом виде? Вопрос открытый. Вы себе можете представить, чтобы взятки со студентов в восемнадцатом веке брал, скажем, Михаил Васильевич Ломоносов? То­то и оно.

— Так сложилось, что образование и наука в какой­то момент оказались обделенными вниманием государства, общества, бизнеса…

— Но я думаю, что основания для оптимизма у нас все же есть, национальный проект «Образование» позволяет в это верить.

— Вернемся к молодежи. Дайте, пожалуйста, Вашу оценку современного телевидения как формы проведения досуга.

— Честно говоря, от бесконечной череды «мыльных опер» и нудных шоу, которые демонстрирует наше телевидение, можно сойти с ума. Но это закон рынка: аne money — ane movie, за любые деньги – любой фильм. Хочется верить, что это, скорее, привычка потребителя, нежели его дурновкусие и низкий интеллектуальный уровень. Огорчает, что телевидение стало бестактным и безжалостным. На любой теме, даже трагической, деловито и цинично делается рейтинг. Один телекритик метко окрестил данное явление «шоу на костях». Какова его цель? Возможно, отвлечь народ от размышлений. Думаю, все­таки куда полезнее провести пару часов на спортплощадке, чем поглощать телеширпотреб.

— Я знаю, что, подкрепляя слова делом, Вы лично вносите весомый вклад в строительство новых спортплощадок.

— Это инвестиции в здоровье наших детей, а значит, инвестиции в будущее. Организацией досуга детей и молодежи надо заниматься серьезно. В День города на территории Северо­Западного микрорайона откроется новый стадион. Там будет замечательное футбольное поле, трибуны для зрителей, освещение, беговые легкоатлетические дорожки, сектор для прыжков. Все оборудовано по последнему слову техники. Впрочем, это не единственный подарок горожанам. 5 сентября начинает свою работу новый центр внешкольной работы в Северо­Западном микрорайоне города Ставрополя. Это такой своеобразный «наследник» советских комнат школьника.

— То есть работать центр будет бесплатно?

— Совершенно верно. Для ребят различных возрастов будут работать кружки основ медицинских знаний, туристический, рисования, изонити. Есть теннисный стол, настольные и спортивные игры…

— Игорь Иванович, и последний вопрос. Какие наиболее важные решения, касающиеся сферы образования, принятые Ставропольской городской Думой, Вы бы отметили?

— Такие решения принимаются Думой ежегодно, и в этом году их уже принято свыше десяти. В том числе утверждена программа «Развитие дошкольного образования в городе Ставрополе на 2006 ­ 2010 годы», направленная на снижение заболеваемости среди дошкольников, развитие у них так называемых социальных задатков, а также собственно увеличение сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Еще одна принятая программа — «Одарённые дети» города Ставрополя на 2006 ­ 2008 годы подразумевает создание условий, способствующих продуктивной самореализации одаренных детей. Программа «Дети «группы риска» на 2006 ­ 2010 годы позволит сосредоточиться на вопросах профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Назову еще одну программу — “Профилактика стоматологических заболеваний детей и подростков города Ставрополя на 2006 ­ 2010 годы”. По итогам ее реализации мы рассчитываем оснастить большинство ставропольских школ стоматологическими кабинетами. И это только начало важной и масштабной работы.