Премьера, которую хочется смотреть еще раз, и еще...

Наталья Ильницкая

Премьера, которую хочется смотреть еще раз, и еще...

На телеканале «Культура» завершился показ нового четырехсерийного документального фильма продюсера и режиссера А. Малкина «Андрей и Зоя», посвященного поэту Андрею Вознесенскому.

А также, считай, всему «потерянному» поколению шестидесятников, к которым он принадлежал и к которым, особенно у многих молодых, существует неоднозначное и даже предвзятое, полупрезрительное отношение. Они, жертвы оттепели, мол, были излишне доверчивыми, с распахнутой душой, недопоняли, недоразобрались  в своей собственной стране, не смогли ее своевременно и толково развернуть из тупика, недотёпы и вообще – «инфантилы»-романтики, играющие в благородство и прекраснодушие.

Да уж, иные из них ушли из жизни, в том числе по собственной инициативе, как тот же Геннадий Шпаликов, не долюбив, не докурив последней сигареты, не говоря уже о своего рода самоуничтожении Владимира Высоцкого… Хотя именно их, «девяностиков», циничных и самоуверенных наследников как раз тех отцов-недотыкомок оттепельной эпохи, вскользь назвала «потерянным поколением» главная ведущая и, по сути, героиня этой документальной ленты жена поэта, умудренная жизненным опытом, умная и точная в своих искренних высказываниях и воспоминаниях Зоя Богуславская. И это – немалый повод для размышлений. С ней – редкость в той среде – Вознесенский,  однажды настырно добившись расположения, прожил сорок пять лет. Муза, другими словами, та самая «Аве Оза» из его пронзительной поэмы, которую он ей и посвятил. Помните: «…ночь или жильё, псы ли воют, слизывая слезы, слушаю дыхание твое, Аве Оза»?

Знакомство, любовь, вхождение в ближний круг, дружба с Булатом Окуджавой, Василием Аксеновым, Беллой Ахмадулиной и Евгением Евтушенко, собиравшим вместе с Вознесенским зрительскую аудиторию размером  со стадионы, встречи с Владимиром Высоцким и Юрием Любимовым – Богуславская, помимо известных ее достоинств  (прекрасный драматург, литературный критик, эссеист, руководитель фонда «Триумф»), оказалась еще и очень хорошей рассказчицей. Во всяком случае, портрет Роберта Рождественского с ее подачи выглядит совсем иным, чем привычный ранее. Да и другие ее мемуары о том времени и его людях, жизни московской творческой интеллигенции, конфликте с Хрущевым и создании диссидентского сборника «Метрополь», вперемежку с документальными кадрами в поддержку словам, предельно откровенны и совершенно лишены ханжества. А сколько аналогий, мыслей они рождают по ходу просмотра…

Наверняка у фильма будет РПТ, то есть повтор, не пропустите! Как говорится в одном из стихотворений Вознесенского: «Айда в кино!».