Про линзы, «Калину» и систему отношений

Станислав Маслаков

В двадцатых числах августа практически одновременно произошли два события. Премьер-министр Владимир Путин проехал по новой дальневосточной трассе за рулём Lada Kalina, а на другом конце света компания Johnson & Johnson отозвала из продажи огромную партию контактных линз.

С первого взгляда, события никак не связаны между собой. Но всё же некое кармическое единство в них прослеживается. Нужно лишь обратить внимание на некоторые детали и, как внушал студентам корифей ставропольской журналистики, «смотреть в контекст».

Итак, контактные линзы. Обнаружилось, что некоторые из них вызывают у некоторых же пользователей чувство жжения и дискомфорта. Johnson & Johnson провела серьёзнейшее расследование на ирландском заводе, где оная продукция производилась, и выявила возможные нарушения в технологии. Дабы не порочить своё доброе имя и не отвратить от себя покупателей, компания решила отозвать все линзы, что производились на заводе в последние полгода. В принципе, ситуация для мирового бизнеса обычная. Заголовки новостей, в которых какой-нибудь автогигант отзывает пару миллионов автомобилей из-за слишком тугого ремня безопасности или чересчур шумного кондиционера, появляются едва ли не ежедневно. Остаётся лишь удивляться, как они, бедные, ещё не загнулись при таком количестве брака.

И в это же самое время В. Путин демонстрирует преимущества российского производителя. Причём там, где это кажется почти невероятным. Известно ведь, что большинство (называют цифры в 90%) россиян на Дальнем Востоке предпочитают подержанные японские автомобили. А премьер-министр самолично сел за руль Lada Kalina в спортивной модификации и проехал на ней по новой трассе Чита - Хабаровск сотни километров. Машина ярко-жёлтой окраски в сопровождении кортежа, да ещё и с таким водителем, вызвала немалый интерес у местных жителей. На каждой заправке Путина окружала толпа. И многие интересовались как раз не экономическим развитием России, а впечатлениями премьера от автомобиля. «Неожиданно на самом деле оказалось, очень удобная, комфортная и надежная машина», — ответил он. А тем, кто ещё сомневается и предпочитает «японцев», рекомендовал: «А вы попробуйте приобрести такую машину. Уверяю вас, не пожалеете». Кто-то заметил: мол, у вас-то она ручной сборки.

В том, что по качеству изготовления путинская «Калина» превосходит своих серийных собратьев с конвейера, сомневаться не приходится. В нашей стране не перевелись ещё умельцы, способные собрать машину покруче любого Buggatti. Но это штучный товар. Говорят, однажды специально для какого-то конкурса изготовили целых три «кировца», из которых ВООБЩЕ не капало масло! Зато их серийные аналоги в своё время закупали те самые японцы… и ещё в порту пилили на металлолом.

Возможно, премьерский вояж изменит ситуацию с продажами «Жигулей» на Дальнем Востоке. Но вряд ли даже после него качество массовой отечественной продукции хоть сколь-нибудь приблизится к тому жёлтому «хэнд-мейду», покорившему наши сердца. Смеха ради я поискал, сколько «Калин» отозвал АвтоВАЗ из-за производственного брака. Как выяснилось, из-за дефекта в рулевой колонке (который обеспечивал замечательный шанс доехать до ближайшего столба без возможности от него увернуться) пришлось отозвать 6200 автомобилей, произведённых в декабре 2005-го — январе 2006-го. Или вот АвтоВАЗ отзывал 8400 «Калин» из-за дефектов опор двигателя. Это на без малого 400 тысячах произведённых машин. Для сравнения: сейчас решается вопрос с отзывом трёх миллионов джипов Grand Cherokee, произведённых в 1993 — 2004 годах в связи с возможными (!) недоработками в двигателе.

Так и хочется закрыть глаза и представить, что эти цифры – показатель того, что «Калины» круче джипов «Гранд Чероки». Но реальность такова, что словосочетание «русская «Лада» для любого западного эксперта звучит так же, как имя Уве Болл – для киномана. То бишь некий антиэталон, нечто настолько плохое, что даже смешно. И качество продукции отечественного автопрома таково, что, если по совести, надо отозвать все сто процентов. Собрать на заводе и переплавить в большие железные болванки. А ещё попросить у народа прощения и, может, отдельным топ-менеджерам сделать сэппуку. После чего начать выпускать совершенно новый автомобиль. Или пусть старый, но с другим отношением к своему детищу и тем, кто его покупает.

Даже если бы Брэд Питт и Барак Обама прокатились на Grand Cherokee, если бы Далай Лама демонстративно поменял очки на контактные линзы от Johnson & Johnson, но при этом производитель не устранил недостатки этих изделий, их бы никто не стал брать. Уж такой там (причём это «там» не только на Западе, но и в Японии – везде, где обычный человек привык себя уважать) менталитет, что проще отозвать весь бракованный товар, уплатить все неустойки и исправить все недостатки. А в России, как обычно, достаточно личного примера и административного ресурса. Потому так и живём, что такая у нас система отношений.