Про новую культуру

Станислав Маслаков

Мы живем в прекрасное время, когда фраза «хуже уже некуда» приобретает вполне реальные очертания. Оказавшись на отшибе цивилизации, деградировав до стадии перегноя, отечественная культура порождает очаги новой жизни. В нашем городе они тоже есть – неформальные культурные объединения, действующие вне конъюнктуры.

Россия – этакая планетарная провинция. Мы давно уже находимся на обочине мирового процесса, потребляя крохи с барского стола и пытаясь следовать «столичной» моде, но в своем, заведомо меньшем масштабе. Мы гнем пальцы, что «у нас самая культурная культура», а кто против, тот дурак. В доказательство козыряем нечитанными и непонятыми Толстым с Достоевским, Чайковским, которого не слышали, «кучей художников», которых не видели, и горячо любимым народным творчеством. Только вот наши классики давно уже стали достоянием мировой культуры, а Россия оказалась на ее отшибе. Да и с чем нам возвращать лидерство? С кривляющимся на главных сценах Киркоровым, с первобытными матрешками и «ой, люли-люли» и с законсервировавшейся в прошлом рудиментарной «классикой»?..
Так называемая «массовая культура» пошла по пути подражания Западу. Причем соблюдая строгую иерархию: у нас должно быть хуже, чем  «у них», а на окраинах – еще слабее, чем в столице. Так как главная и единственная цель – максимальный доход, надо работать на потребу толпы. И чем более примитивны эти потребности, тем проще их удовлетворить. Короче, этакий порочный круг: бабло порождает зло, а профессионализм измеряется в долларовом эквиваленте. Никуда не делась и классическая культура. Только из общедоступной она стала даже не элитарной (ведь образованный и эстетически развитый человек обречен быть аутсайдером в нашей стране победившего хамства), а этаким уделом вымирающего старшего поколения и немногих «идущих не в ногу» представителей молодежи. Пресловутый «пипл» не просто перестал ценить классическое искусство, но потерял саму возможность воспринимать его.  Кроме того, оставалась культура неформальная. Для тех, кто и попсу с блатняком презирает, и строгость классики не приемлет. Но качество оной до недавнего времени оставляло желать лучшего.
Ставрополь в этом плане продолжает «провинциальную преемственность», наша городская культура пародирует российскую, как та – мировую. И нельзя сказать, что жители нашего города так уж обделены. Есть замечательный духовой оркестр (правда, загнанный в подвал музыкальной школы), один из лучших театров (правда, фактически единственный), выживающие, несмотря ни на что, библиотеки.  Заезжают к нам изредка настоящие таланты, мировые звезды, а не только кривляки российской эстрады. Проводят всякие конкурсы студенческого подражания столичной попсе, вроде «Студенческой весны». Но всего этого, оказывается, катастрофически мало. Мировая культура движется, растет, развивается. До нашей глухой провинции доходят лишь жалкие крохи. Не только быть на гребне волны, но даже понимать, чем живет планета, стало практически невозможно.
Но нас спас интернет – территория, не знающая расстояний и иерархий. «Провинциальность» в нем определяется разве что стоимостью и скоростью трафика, а так – все дороги открыты. Туда и пошли те, кто хочет творить и увидеть результаты этого творчества. Там границы определяются лишь талантом и целеустремленностью каждого. Конечно, там бесконечно много всего – и пустой породы, и чего-то настоящего. Но этот плавильный котел сделал свое дело – породил новое общество и новую культурную среду. Которая с недавних пор по-настоящему проявила себя и в Ставрополе.
Как грибы после дождя стали появляться новые культурные сообщества. Поначалу в виде групп единомышленников в социальных сетях, а потом и вполне реально. Фотохудожники, освоив во многом благодаря Сети свое мастерство, организуют вполне реальные выставки. Музыканты из разных концов света создают виртуальные группы. Любители кино уже не просто обмениваются фильмами, которые в наших кинотеатрах никогда не покажут, но и собирают клубы, организуют совместные просмотры с обсуждениями.
Появились места, где эти неформальные творческие объединения собираются. Самое популярное из них так и называется – «Место». В нем соседствуют кинолюбители, художники, литераторы. В полузабытых с советских времен кинотеатрах «Мир» и «Чапаевец» обосновался клуб «Зеленый чай». Там тоже организуют кинопоказы, концерты (о недавнем выступлении блюз-группы «Хамелеон» вы могли прочитать в нашей газете) и изучают эсперанто. Несколько месяцев назад открылся театр-ресторан «Новый кристалл», о котором вы можете прочитать в статье Никиты Пешкова.
Конечно, пока слишком рано говорить о светлом будущем этих неформальных объединений, как и о том, что они смогут восполнить собой ту пустоту, которая образовалась на месте захиревшей отечественной культуры. Они постоянно балансируют на грани выживания. Символических сборов едва хватает на оплату аренды помещений, там все держится на энтузиазме отдельных личностей. Да и публика приходит разная, и часто вместо серьезного обсуждения получается банальная пьянка. Но все это болезни роста. И Боже упаси их продать душу вузам или комитету по делам молодежи. Эти конторы гарантированно погубят любое благое начинание, вместо свободы творчества будет цензура, оды начальству, пошлятина и мертвечина. Впрочем, мой опыт общения с участниками неформальных культурных объединений говорит о том, что они прекрасно осознают, что к чему. Это состоявшиеся люди, которые любят свое дело и могут им заниматься без оглядки на царящую вокруг безнадегу. На них вся надежда.