Прозрачность + качество - бюрократизм = МФЦ

Прозрачность + качество - бюрократизм = МФЦ

Тема электронного правительства стала в последнее время очень актуальной. Развитие современных информационных технологий ставит перед органами государственной и муниципальной власти задачу повышения качества оказания услуг населению за счет внедрения этих технологий в практику собственной деятельности. На всякий случай поясним, что электронное правительство - это не просто интернет-сайт того или иного госоргана, а целая система интерактивного взаимодействия государства и граждан при помощи Интернета. Для разъяснения сути этого нового явления, а также с целью узнать, как эта система развивается в краевом центре, мы обратились к куратору проекта первому заместителю главы администрации города Ставрополя Андрею Зайцеву.

- Андрей Владимирович, идея создания и внедрения электронного правительства закреплена множествами правовых актов как на федеральном, так и на местном уровне. В том числе в этом году принята государственная программа «Информационное общество», реализация которой рассчитана до 2020 года. Само собой, все это несет немалые затраты бюджетных средств всех уровней. Объясните горожанам, какую пользу принесет все это простым людям?

- Я думаю, что необходимость внедрения электронного правительства будет понятна любому, кто хоть раз обращался в государственные или муниципальные учреждения. Ну, давайте на конкретном примере: многодетной семье положены ежемесячные выплаты. И для того, чтобы их получить, нужно пойти в соответствующее управление, сидеть в очереди, получить список необходимых документов, которые нужно собрать в разных местах. Там тоже, увы, очереди. А вот с внедрением электронного правительства вся схема значительно упростится. Можно зайти на сайт учреждения или администрации, заполнить заявление, прислать все необходимые документы в электронном виде либо прийти в МФЦ, написать заявление, и все необходимые документы соберут за вас. И делать это будут не «ногами», а с помощью информационных технологий.

- Получается, для того чтобы вся эта система действовала, необходимо собрать в единую сеть все государственные и муниципальные учреждения?

- Разные органы администрации территориально удалены друг от друга на расстояния от двухсот метров до восьми километров. И если внутри одного учреждения связать компьютеры в единую сеть достаточно просто, то вот собрать вместе все территориальные органы и подразделения администрации, расположенные в разных частях города, было до настоящего времени затруднительно. Представьте, насколько бумажная волокита тормозила рабочий процесс. А постоянно доставлять информацию курьерским способом с помощью цифровых носителей – это, конечно же, не решение проблемы.

Именно поэтому в этом году мы создали единую серверную – центр обработки данных администрации города Ставрополя. Завершить полностью мероприятия по объединению в единое целое органов и подразделений администрации планируется до конца 2012 года. По нашим оценкам, эта сеть передачи данных будет насчитывать 12 сегментов, связывающих более тысячи компьютеров.

- А как же подпись?

- Живая подпись на бумаге останется лишь на тех документах, которые требуют оригинальной подписи первых лиц и подлежат сдаче в архив на ответственное хранение. Во всех остальных случаях используется электронная подпись. Это своего рода штрих-код, который ставится одним нажатием клавиши.

- Получается, чтобы воспользоваться услугой в электронном виде, нужно искать в Интернете сайт конкретного учреждения? Или для этих целей есть какой-то общий электронный адрес?

- Ну, во-первых, это официальный сайт администрации города Ставрополя www.stavadm.ru. Там есть информация о видах услуг, о том, как их можно получить, а также формы заявлений, которые необходимо заполнить. Кроме того, недавно в тестовой версии введен в эксплуатацию официальный портал администрации города Ставрополя www.portal.stavadm.ru. Там размещены как принятые административные регламенты по муниципальным услугам, так и их проекты. В 2012 году будет реализована функция электронного заполнения и подачи заявления.

- Регламенты – это некие правила. Существуют правила предоставления услуг? И кто их утверждает?

- Конечно, существуют. В октябре главой администрации города Ставрополя было подписано постановление, которым утверждено 65 муниципальных услуг. На каждую услугу разработаны и утверждены административные регламенты, в которых четко прописана процедура предоставления услуги, определен перечень документов, которые нужно предоставить для ее получения. Разрабатывают регламенты в соответствии с существующим законодательством те органы, которые предоставляют соответствующую услугу.

Кроме того, каждый регламент содержит формы контроля за исполнением административных процедур. Если, к примеру, были нарушены сроки или порядок предоставления услуги, и поступила соответствующая жалоба, то она обязательно будет рассмотрена, и, в случае выявления нарушения прав заявителей, виновные лица будут привлечены к дисциплинарной ответственности. Если говорить о внешнем контроле, то он осуществляется органами прокуратуры.

- Немного ранее Вы говорили, что муниципальные услуги предоставляются и в МФЦ. А что это такое?

- Это многофункциональный центр. Дело в том, что наиболее востребованные муниципальные услуги требуют межведомственного взаимодействия. И поэтому даже качественная регламентация отдельных услуг не приводит к серьезному сокращению сроков, упрощению процедур, ликвидации посреднических, коррупционных схем.

Решить эту проблему возможно путем предоставления государственных и муниципальных услуг, работающих в режиме «одного окна». Обратившись туда, вы освобождаете себя от необходимости получать бесчисленные справки, ходить по инстанциям или платить «посредникам». От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу должны проводить государственные и муниципальные органы власти.

- Все так просто?

- На самом деле проста только идея, а вот ее реализация требует серьезной межведомственной координации, юридически значимого информационного обмена. На сегодняшний день администрация города заключила 16 рамочных соглашений об электронном взаимодействии при предоставлении услуг с региональными и федеральными органами государственной власти. И сейчас идет работа по отработке порядка этого взаимодействия.

- А в Ставрополе уже есть МФЦ?

- 28 октября состоится официальное открытие двух городских МФЦ. Один из них на Голенева, 21, другой – на Мира, 282а. В первом - сектор для приема заявителей оборудован в 15 окнах, в другом - в 27 окнах. Операционный зал обоих учреждений будет оснащен электронной системой управления очередью.

- То есть с 28 октября все муниципальные услуги в городе можно будет получить в этих центрах?

- На первом этапе на базе МФЦ запланировано предоставление 61 услуги по социальной поддержке населения, имущественно-земельным, жилищным отношениям, архивному делу, приему граждан. По всем вопросам, касающимся деятельности МФЦ, можно обратиться по телефону 24-77-52.

- Какой результат Вы ожидаете от открытия МФЦ?

- Многофункциональный центр должен стать эффективным механизмом повышения качества оказываемых населению государственных и муниципальных услуг, снижения бюрократизма, коррупции, сокращения сроков рассмотрения заявлений. И еще одним подтверждением курса, взятого городской властью на прозрачность и открытость.