Психология успешности

Михаил Василенко

Правительство края начало реализацию масштабного проекта «Покупай ставропольское», призванного в большей степени сориентировать местных потребителей на лучшие товары местных же производителей продовольствия. О значении, которое придается проекту, говорит уже внимание, уделяемое ему губернатором Валерием Гаевским. Но я позволю себе трактовать правительственное начинание, так сказать, расширительно: нам пора прекратить заниматься самоуничижением, воспринимая себя в качестве бедных и незадачливых соседей ростовчан и краснодарцев, а Ставрополье – как зачуханную дремучую провинцию.
Спору нет, Ростов и Кубань сегодня по многим показателям впереди на лихом коне: и объективные условия у них для этого есть, и наш край за предыдущее десятилетие упустил немало шансов развития во многом из-за, политкорректно говоря, не очень эффективного руководства. К тому же нам не следует культивировать квасной местечковый патриотизм типа мы – самые-пресамые, но ходим в штопаных носках. (Или, как говаривал один из доморощенных политиков, — «На небе – рай, на земле – Ставропольский край».)
Разумеется, мы не глупее, не ленивее соседей, а Ставрополье обладает целым набором конкурентных преимуществ и уникальных плацдармов для экономического и социального прорыва. Плюс нарастающая поддержка Москвы, понимающей, что от благополучия нашего края как центра федерального округа напрямую зависит и ситуация в южных республиках. Дело осталось за самым сложным – все предпосылки роста воплотить в этот самый рост. Только и всего.
Так что Ставрополье должно знать себе цену, хотя и не противопоставляя себя другим регионам России. Но – помните? – как вы яхту назовете, так она и поплывет. Уважаем сами себя, радуемся своим успехам и достижениям, поднимаем их на щит — и другие граждане РФ начнут понимать, что наш край славен не только как место рождения Горбачева и Разина, но и как месторождение перспектив и современной продукции.
Все это имеет и реальный социально-экономический подтекст. Сегодня фирмы с той же Кубани, особо не миндальничая, захватывают ставропольский рынок, насыщая, скажем, продмаги своей продукцией или забрасывая по нашим городам и весям свои торговые сети. При этом налоги, как ни обидно, зачисляются в краснодарский бюджет, из-за чего в какой-то степени мы остаемся обделенными. Но, скажите, неужели все привозные товары лучше ставропольских? Нет, конечно. Некоторые и хуже. Так не пришла ли пора, расправив плечи и засучив рукава, делом доказать, что и мы не лыком шиты?..
Речь ни в коем случае не идет о том, чтобы отгородиться и не пущать. Но напористо демонстрировать свою мускулатуру просто необходимо. В том числе и краевому правительству: в условиях жесткой рыночной конкуренции (а, к примеру, в привлечении инвестиций можно говорить и о межрегиональной конкуренции) слабовольные хлюпики и бездельни-
ки-демагоги обречены на пожизненное отставание.
Кому-то сказанное может показаться пустопорожними призывами. Не соглашусь. Заведомо ощущая себя аутсайдером, любое, самое благое начинание обречешь на провал. Чтобы улучшить ситуацию в экономике, продвинуться в решении кричащих социальных проблем, следует для начала изменить порядок мыслей в голове, сделать себе прививку психологией успешности. И это касается буквально каждого, кто не хочет мириться с захолустным прозябанием своей малой родины.