Пятилетний план: «пятерка» по выполнению

Лариса Ракитянская

Наш город подводит промежуточные итоги выполнения пятилетнего плана социально­экономического развития города до 2008 года. В управлении образования администрации тоже сделали это и, как водится у учителей, выставили оценку. Кто­то скажет: самим себе. Ничего подобного – всем, и в первую очередь власти! Ведь от того, как взаимодействуют все ведомства, зависит комфорт, безопасность, успехи в учебе ребят, чьи мамы и папы трудятся в разных сферах – кто энергетик, кто пожарный, кто чиновник, кто рабочий. Так что выполняли тот самый пятилетний план по разделу «Образование» всем миром…

«Вечерка» могла бы доложить городу об итогах «трехлетки» и раньше – информации на эту тему немало. Да и о многом газета уже не раз сообщала по разным поводам. Но вот комплексный взгляд назад, без лишних эмоций, только с цифрами и фактами в руках – дело действительно серьезное. Поэтому у нас появился еще один повод для разговора с начальником управления образования администрации г. Ставрополя Валентиной НОВИКОВОЙ.

­ Валентина Ивановна, 5­летний план в области образования стоит на трех китах: совершенствование материально­технической базы, повышение качества образования, социальная защита педагогов. Как эти позиции изменились за три минувших года?

­ Качественно и количественно – так, что это могут видеть все: учителя, родители, дети. А мы, управленцы, это цифрами подтверждаем. Администрации города удалось значительно улучшить социально­экономические условия в наших школах, гимназиях, лицеях, проведя большие объемы текущих и капитальных ремонтов зданий. Если в 2003 году на эти цели было израсходовано 25,7 млн рублей, то в 2006­м – 28,5 миллиона. За счет городского бюджета на сумму 21 млн рублей приобретена новая ученическая мебель, более чем на 2,3 млн рублей закуплена мебель для дошкольных образовательных учреждений. Наш несомненный успех – реконструкция 5­го лицея: на это из городского бюджета израсходовано свыше 22 млн рублей, на 2,5 млн рублей приобретена мебель.
 
Значительных материальных затрат потребовала и модернизация образования, но город на эти издержки пошел, и в результате сегодня все наши школы имеют компьютерные классы с современным оборудованием, системными и прикладными программными продуктами; есть у нас и два межшкольных методических центра. Так что обеспеченность компьютерами по сравнению с 2003 годом тоже изменилась к лучшему: если в 2003­м на 1 компьютер приходилось 76 человек, то на 1 сентября 2006 года – 42 (краевой показатель 54, всероссийский – 68). А какие учебные лаборатории оборудованы для занятий старшеклассников физикой, химией, биологией!

И в области социальной защиты педагогов тоже немало сделано, особенно если учесть, что в системе образования города трудятся около 7 тысяч педагогов, 81 процент которых имеют высшую и первую квалификационные категории. Это на 12 процентов выше показателя 2003 года. Решением городской Думы выплачивается 20­процентная надбавка к окладу молодым специалистам, 25­процентная льгота педагогам, проживающим в общежитии. С января этого года в рамках приоритетного нацпроекта «Образование» 1333 классных руководителя получают ежемесячное денежное вознаграждение – тысячу рублей. В ряде учреждений классных руководителей прибавилось, и все они с наступающего учебного года также получат денежное вознаграждение с компенсационной выплатой с
1 января 2006 года.

Ведется работа и по выделению квартир работникам образования. В 2004 году ордера получили 58 учительских семей, в 2005 году еще 93.

Качество образования – третья основная задача пятилетнего плана. С ней мы тоже успешно справляемся. Достаточно сказать, что конкурентоспособные школы воспитывают успешных учеников: за последние три года количество призёров краевой олимпиады составляет примерно 73 процента от числа участников, что превышает среднекраевой показатель в 3 раза.

На качество образования влияет и работа с кадрами по повышению их педагогического мастерства. Почти каждый пятый работник отрасли отмечен государственными и отраслевыми наградами. В образовательных учреждениях работают 19 педагогов, удостоенных звания «Заслуженный учитель Российской Федерации», 17 имеют ученые степени и звания. Этот показатель по сравнению с прошлым годом возрос более чем в 2 раза.

Все руководители образовательных учреждений получили квалификацию «Менеджер образования», освоили программы по использованию Интернет­технологий.

Ставрополь продолжает лидировать в крае и по числу инновационных образовательных учреждений: каждая вторая ­ федеральная и пятая региональная экспериментальные площадки осуществляют исследовательскую деятельность в городе Ставрополе. С 2005 года работает городская научно­исследовательская лаборатория по апробации актуальных проблем развития образовательного комплекса города. В результате ее деятельности к 2008 году будет разработана модель современного образовательного комплекса города.

Учителя­предметники стали теснее связывать организацию учебно­воспитательного процесса с научно­исследовательской деятельностью школьников. Яркие примеры: победителем краевого конкурса педагогического мастерства «Учитель года­2005» стала Е. А. Степовая, учитель биологии гимназии № 25, кандидат биологических наук. В 2006–м на первую ступень краевого конкурса «Учитель года России» поднялась учитель русского языка и литературы лицея № 14, заслуженный учитель Российской Федерации
Л. П. Бутенко. Она поедет на Всероссийский конкурс в Челябинск.

Четыре общеобразовательных учреждения города (гимназия № 3, лицеи № 14, 35, гимназия № 25) стали лауреатами краевого конкурса «Лучшие школы России – 2005». Лицей
№ 14 вышел в финал заключительного этапа Всероссийского конкурса. Победителем краевого конкурса «Лучшие школы России – 2006» также стал ставропольский лицей № 10.

­ Тревог нам прибавил Беслан…

­ Да. Но и до бесланской трагедии администрация города на постоянном контроле держала вопросы, связанные с безопасностью юных горожан. В программе «Безопасный Ставрополь» особое внимание уделяется учреждениям образования. В школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования детей проведены противопожарные мероприятия, электромонтажные работы, выполнен ремонт кровель, канализаций и систем водоснабжения, отремонтированы учебные кабинеты, рекреации и многое другое. Особое внимание уделено ремонту пищеблоков и оснащению их необходимым оборудованием. Для этого из городского бюджета за последние три года выделено 7,3 миллиона рублей.

­ Детсады города – тема особая. Какое внимание ей уделяет пятилетний план?

­ Огромное, ведь услуги дошкольного образования очень востребованы жителями нашего города. Детские сады посещают более 11,5 тысячи детей дошкольного возраста. Это свыше 76 процентов. Мы считаем, что это говорит о доверии жителей города к нашей системе. Но проблемы есть: несмотря на то, что в нашем городе работают 56 муниципальных ДОУ (это самая большая сеть в крае), количество желающих устроить детей в детские сады растет с каждым годом. Для увеличения охвата детей услугами дошкольного образования с 2004 по 2006 год за счет внутренних резервов дошкольных учреждений открыто 25 групп для детей с 2 до 3 лет. Это позволило дополнительно обеспечить местами в детсадах 750 малышей.

На протяжении последних трех лет в городе удалось не только сохранить, но и расширить сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений. В 2005 году в муниципальную собственность переданы 3 ведомственных детских сада ­ № 12, 20, 164.

Ставрополь – единственный город в крае, где сотрудникам дошкольных образовательных учреждений предусмотрена
50­процентная льгота по оплате за содержание детей в детском саду.

И тем не менее ключевые задачи в области расширения сети дошкольных и школьных учреждений остаются. Мы их пытаемся решать всеми силами: нужны ДОУ в Юго­Западном микрорайоне, в 204­м квартале, новые школы. Администрация города неоднократно обращалась с письмами в разные инстанции: к губернатору края, в Правительство РФ, Министерство образования, в Госдуму России и края, сейчас вот – в Совет Федерации. Думаю, эти усилия не пропадут даром.

­ Знаю, что пятилетний план особый упор делал на укрепление здоровья маленьких горожан. Что сделано за три минувших года?

­ Совместная деятельность управлений образования и здравоохранения по реализации целевой комплексной программы «Образование и здоровье» позволила качественно изменить подходы к здоровьесбережению детей. На основе мониторинга здоровья и выявленной патологии проводится коррекционная и оздоровительная работа. С этой целью в течение последних трех лет значительно укреплена база медицинского блока учреждений образования. В общеобразовательных учреждениях имеется 18 стоматологических кабинетов, и 66 процентов учащихся получают необходимую стоматологическую помощь.

Для расширения здоровьесберегающих технологий в 8 учреждениях работают кабинеты здоровья БОС (биологической обратной связи). На приобретение этих кабинетов израсходовано 2 миллиона рублей, дополнительно в этом году еще 4 общеобразовательных учреждения получат еще 4 таких кабинета.

Свыше 30 процентов детских садов города пополнили оздоровительные блоки современным медицинским оборудованием. На базе муниципального образовательного учреждения начальной школы – детского сада № 58 с 2004 года открыто мини­бальнеологическое отделение с кислородными жемчужно­травяными ваннами. В ДОУ № 76 открыта специальная (коррекционная) группа для детей инвалидов­колясочников. Уникальность ее в том, что впервые в системе дошкольного образования России создан механизм реабилитации и интеграции детей­инвалидов, включая детей­колясочников.

Уже четвертый год на базе школы № 21 и лицея № 35 реализуется канадско­российский проект «Создание пилотных моделей интегрированного образования по реабилитации детей­инвалидов», соблюдается преемственность школы с детским садом № 76.

В системе образования города сложился конструктивный опыт организации совместной работы педагогов и медицинских работников. Сегодня воспитанников детских садов обслуживают 37 врачей и 179 медицинских сестер разного профиля, учащихся школ – 32 врача и 59 медицинских сестер, в ДОУ дополнительно введены 19 ставок врачей­педиатров.

­ Качественное питание детей – особый раздел пятилетнего плана?

­ Да. И мы можем гордиться, что 20 процентов дошкольников пользуются льготами на питание. В 2006 году 82 процента школьников отдают предпочтение горячим завтракам и обедам. Но здесь еще немало предстоит сделать. К примеру, подготовлен проект постановления главы города Ставрополя об увеличении финансового норматива на питание обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Для этого в бюджете запланированы средства в сумме 748,3 тысячи рублей. Финансовый норматив на питание одного учащегося составит: завтрак –
7 рублей, обед – 12 рублей.

Совместная работа управлений, ведомств и поставщиков позволила выявить не только наиболее слабые звенья в организации питания, но и совершенствовать культуру обслуживания и улучшить качество организации горячего питания. Заслуживает внимания опыт работы в этом направлении общеобразовательных учреждений № 1, 3, 4, 5, 8, 9, 14, 15, 17, 19, 25, 28, 35. Уже начата работа по разработке проекта для создания современного комбината школьного питания при участии компании «Русский проект».

­ В пятилетнем плане развитие дополнительного образования тоже «звучит»?

­ Еще как! Ведь формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции, ориентированной на достижение успеха, конкурентоспособности, воспитание высокой нравственности, патриотизма – это наши главные задачи. Свыше 34 тысяч детей и подростков в 2006 году заняты в сети дополнительного образования. Это 83,8 процента от общего числа детей и подростков. В 2003 году этот показатель составлял всего 76 процентов.

Школой формирования лидерских качеств подрастающего поколения можно назвать и деятельность детских общественных объединений и движений, а благодаря реализации проектов «Я ­ мэр», фестиваля динамической симметрии, проводимых благотворительным фондом Дмитрия Кузьмина, старшеклассники приобретают навыки работы в команде, развивают организаторские способности, воспитывают в себе качества, необходимые современному человеку.

На 4 тысячи по сравнению с 2003 годом увеличилось число детей в детских движениях и объединениях «Я ­ ставрополец», ЮИД, «Тимуровцы», «Милосердие», «Школа офицерского резерва», «Юные патриоты».

Ежегодно увеличивается объем финансирования на организацию и проведение летней оздоровительной кампании (2004 год – 13,2 миллиона рублей, 2005 год – 18,3 миллиона рублей, 2006 год – 21,9 миллиона рублей). Наблюдается и рост охвата школьников летним отдыхом, оздоровлением и занятостью детей и подростков (2004 год – 92,5 процента, 2005­й – 92,7, 2006­й – 98. Развиваются экономичные виды организации отдыха детей. Особое внимание уделяется оздоровлению и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В этом году два лагеря ­ «Веселый улей» и «Лесная поляна» выиграли грант на 6 млн рублей по всероссийской программе «Дети России» на организацию отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На организацию временных рабочих мест для несовершеннолетних было выделено в 2005 году – 0,5 млн рублей, в 2006­м – в два раза больше.

Не случайно образование стало приоритетом государственной политики. Многое уже сделано для развития образовательного комплекса города Ставрополя за последние три года. И первые результаты реализации приоритетного национального проекта «Образование» свидетельствуют о конкурентоспособности учреждений образования и педагогов. Восемь городских школ (№ 1, 5, 8, 10, 14, 19, 25, 42), активно внедряющих инновационные образовательные программы, стали победителями приоритетного проекта. А 17 лучших учителей города в рамках этого проекта награждены ста тысячами рублей.

Могу заверить жителей города: в новом учебном году будет продолжена работа по реализации приоритетного национального проекта «Образование» и плана социально­экономического развития города Ставрополя до 2008 года.

.

.