Разговор о времени, о поколении. И о том, что забвению не подлежит

Лариса Ракитянская

2 декабря выпускники напишут итоговое сочинение. Эта работа уже шестой год становится допуском к ЕГЭ. Меняются лишь направления и темы. Но всякий раз ребята пишут сочинения-рассуждения — именно такой жанр предлагается использовать. И, как всегда, речь идет о жизненных ценностях: о Родине, о жизни, о нашей истории.

В этом году утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Время перемен», «Разговор с собой», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».

Забвению не подлежит

Выпускники — люди уже вполне взрослые, и поразмышлять о том, что «забвению не подлежит», они конечно смогут. Значимых исторических событий в нашей истории было немало. Ребята могут вспомнить самых разных людей и литературных героев, поразмышлять об общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние на судьбы Родины и даже всей человеческой цивилизации. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах...

Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

 

Я и другие

Кто мы такие, почему в обществе то и дело возникают «веяния», что мы — какие-то «другие», что мы отличаемся от наших предшественников. А кто в сегодняшнем обществе «Я»?

При раскрытии темы, связанной с названным направлением, школьникам предлагается подумать о разных формах человеческого взаимодействия, поразмышлять о взаимоотношениях личности и общества, о проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, обращение к различным литературным источникам (в том числе - к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

 

Время перемен

2020 год наглядно показал всему миру, что люди планеты Земля продолжают жить в эпоху перемен. Те выпускники, которые выберут это направление, смогут поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуары, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проб-лемами и противоречиями.

 

Разговор с собой

Что значит «быть самим собой»? Этот вопрос, пожалуй, задает себе каждый, особенно — в юности. Как не допустить внутреннего разлада, что такое совесть, в чем смысл жизни? Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

 

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

В этом году, как можно заметить, направления пересекаются между собой. Вот и пример тому — как «написать» портрет нового поколения, только-только вступающего в жизнь? Выпускников приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, о чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

 

Внутри направлений — свои темы

В рамках открытых тематических направлений разрабатываются конкретные темы итогового сочинения. Темы сочинений формируются по часовым поясам.

Конкретные темы итогового сочинения доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Время написания итогового сочинения (изложения) — 3 часа 55 минут.

Экзаменационный комплект включает пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений становятся известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.

Результатом итогового сочинения может быть «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена допускают только выпускников, получивших «зачет».

Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).

 

Не забудем про «чтиво»

Чтобы успешно написать декабрьское сочинение, ребятам рекомендуется перечитать некоторые произведения. К примеру, направление «Забвению не подлежит». Можно обратиться вот к такому списку: «Судьба человека» Михаила Шолохова, «Сотников» Василя Быкова, «1900» Алессандро Барикко.

«Я и другие»: «Горе от ума»
А. С. Грибоедова, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Старуха Изергиль» М. Горького, «Бойцовский клуб» Чака Паланика.

Направление «Время перемен» - «Собачье сердце» М. А. Булгакова, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «Властелин колец» Джона Рональда Руэла Толкина.

«Разговор с собой» можно повести, опираясь на «Войну и мир» Л. Н. Толстого, на «Мастера и Маргариту» М. А. Булгакова, на «Колесо времени» Карлоса Кастанеды, на «Старика и море» Эрнеста Хемингуэя.

Направление «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения». Для раскрытия его тематики можно вспомнить «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Идиота» Ф. М. Достоевского, «О времени и о реке» Томаса Вульфа, «Дэниэла Мартина» Джона Фаулза.

 

Школа и общество