Размышляем о судьбах страны и мира

Лариса Ракитянская

Стартовал Всероссийский конкурс сочинений 2020 года

школа и общество

С 1 по 22 сентября в общеобразовательных учреждениях города Ставрополя будут проходить школьный и муниципальный этапы Всероссийского конкурса сочинений 2020 года.

Конкурс проводится в три этапа: первый этап (школьный) идет с 1 по 14 сентября; второй этап (муниципальный) – с 15 по 22 сентября; третий этап (региональный) – с 23 сентября по 2 октября.

Конкурс будет проходить среди пяти возрастных групп: первая возрастная группа – обучающиеся 4 – 5-х классов; вторая возрастная группа – обучающиеся 6 – 7-х классов; третья возрастная группа – обучающиеся 8 – 9-х классов; четвертая возрастная группа – обучающиеся 10 – 11-х классов.

Сегодня «Вечерка» раскрывает некоторые тайны тематики сочинений: по сути, ее нигде не найти, кроме как на специализированных сайтах. А между тем это интересная информация хотя бы потому, что государство и общество надеются понять, насколько хорошо умеют размышлять наши школьники о судьбах страны и мира. Вот вам и достойная цель проведения подобного конкурса.

 

И сто, и двести лет пройдет...

Информация о старте Всероссийского конкурса сочинений могла бы пройти незамеченной – мало ли у нас всяких соревнований было и есть? Но 2020 год – случай особый: мы продолжаем вспоминать Великую Победу. А потому тематическое направление «И сто, и двести лет пройдет, никто войны забыть не сможет...» все чаще выбирает детвора. И это не удивительно – свои сочинения авторы посвящают Году памяти и славы. Дети за основу своих сочинений берут семейные истории, воспоминания, рассказы о войне, памятные события времен Великой Отечественной войны, рассказы о городах воинской славы, памятниках, мемориалах, посвященных героям войны, улицах, названных в честь героев. Можно описывать и результаты работы поисковых отрядов и патриотических объединений, можно обратиться и к анализу литературных произведений, к дневникам, песням, кинофильмам о войне.

Наиболее ценными представляются размышления о Великой Отечественной войне, о фашизме как абсолютном зле, важности сохранения исторической памяти потомками.

Второе тематическое направление – «Он гением блистал в бою любом» тоже не случайность: оно приурочено к 290-летию со дня рождения А. В. Суворова. Творческие работы школьников на эту тему могут быть посвящены непосредственно этому русскому полководцу – его военной карьере, сражениям и победам, вкладе в военную науку. А вот историческая эпоха, в которую жил А. В. Суворов, позволяет ребятам поразмышлять о роли личности в истории, памятниках и мемориальных музеях, посвященных полководцу, рассказать о литературных произведениях и кинофильмах о событиях эпохи А. В. Суворова.

Словом, и в этом тематическом направлении слышится тот же рефрен: «И сто, и двести лет пройдет»...

 

За наше здоровье, за нашу природу!

В 2020 году как никогда актуальными стали темы, связанные со здоровьем. И Всероссийский конкурс сочинений не обошел их стороной: тематическое направление «Самый холодный материк на Земле» посвящено 200-летию открытия Антарктиды экспедицией Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Это единственная территория на земном шаре, которая не принадлежит ни одному из существующих государств. Сочинения в рамках этого тематического направления могут быть посвящены историческому экскурсу в событие 220-летней давности, уникальности южного полярного материка, работе научных станций в Антарктиде, ее роли и месту в глобальных природных и социальных процессах, будущему материка.

Еще одно тематическое направление – «Охраняя растения, охраняем жизнь» – приурочено к Международному году охраны здоровья растений, провозглашенному Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в декабре 2018 года. По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, здоровье растений оказывается во все большей опасности. Изменение климата и деятельность человека меняют экосистемы, сокращают биоразнообразие и создают новые ниши, способствующие размножению вредителей. Охрана здоровья растений содействует ликвидации голода, снижению уровня нищеты, охране окружающей среды и экономическому развитию. То есть в рамках этого тематического направления должны быть раскрыты проблемы экологии и безопасности окружающей среды, роли растений в поддержании жизни на нашей планете.

С природой связано еще одно тематическое направление: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Тут уж школьнику предлагается пойти от собственного опыта, от роли каждого человека в решении экологических проблем, от конкретных шагов, которые может сделать каждый, чтобы защитить жизнь на Земле. Для счастливой жизни человеку нужно совсем немного, и бездумное потребление ресурсов, загрязнение планеты, освоение и внедрение новых технологий без оглядки на вопросы этики и экологии в конечном итоге не принесут счастья никому, а могут лишь приблизить экологическую катастрофу.

 

Физика и лирика

«Физикам» и «лирикам» тоже предлагаются свои тематические направления. Например, одно из них – «У математиков существует свой язык – это формулы» приурочено к 170-летию со дня рождения С. В. Ковалевской. Впрочем, тема эта может рассматриваться максимально широко и включать в себя экскурсы в историю, актуальное состояние и перспективы развития математической науки, рассмотрение локальных вопросов, таких как изучение математических наук в школе, стимулирование интереса к этой области знаний у школьников и др.

А вот тематическое направление «Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание» адресовано «лирикам». Оно традиционно посвящено юбилеям российских писателей. В 2020 году мы отмечаем юбилеи таких российских писателей, как Е. А. Баратынский (220 лет со дня рождения), А. А. Фет (200 лет со дня рождения), А. Н. Апухтин (180 лет со дня рождения), А. П. Чехов (160 лет со дня рождения), И. А. Бунин (150 лет со дня рождения), А. И. Куприн (150 лет со дня рождения), А. С. Грин (140 лет со дня рождения), А. Белый (140 лет со дня рождения), А. А. Блок (140 лет со дня рождения), С. Черный (140 лет со дня рождения), Б. Л. Пастернак (130 лет со дня рождения), С. А. Есенин (125 лет со дня рождения), О. Ф. Берггольц (110 лет со дня рождения), А. Т. Твардовский (110 лет со дня рождения), Ф. А. Абрамов (100 лет со дня рождения), А. Г. Адамов (100 лет со дня рождения), Ю. М. Нагибин (100 лет со дня рождения), Д. С. Самойлов (100 лет со дня рождения), В. М. Песков (90 лет со дня рождения),
Г. М. Цыферов (90 лет со дня рождения), И. А. Бродский (80 лет со дня рождения). Список может быть дополнен региональными писателями-юбилярами.

Организаторы конкурса сделали оговорку: авторам сочинений следует избегать пересказа биографий писателей и содержания их произведений, избыточного цитирования историко-литературных источников. Желательно, чтобы в сочинении нашел отражение смысл, заложенный в формулировке «Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание», звучал ответ на вопрос, почему современный читатель обращается к произведениям этих писателей и поэтов. Важно обозначить и личное отношение автора работы к творчеству известных литераторов.

Еще одно традиционное тематическое направление «Книга – это духовное завещание одного поколения другому». Оно посвящено юбилеям литературных произведений: 200 лет со времени публикации поэмы «Руслан и Людмила», 190 лет со времени написания «Сказки о попе и о работнике его Балде» и цикла «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, 180 лет со времени публикации романа «Герой нашего времени» и поэмы «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, 160 лет со времени публикации романа «Накануне» И. С. Тургенева, 150 лет со времени выхода в свет трагедии «Царь Борис» А. К. Толстого, 150 лет со времени издания романа «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, 140 лет со времени издания романа «Господа Головлёвы» М. Е. Салтыкова-Щедрина, 120 лет со времени издания рассказа «Антоновские яблоки» И. А. Бунина, 110 лет со времени выхода сборника стихотворений «Вечерний альбом» М. И. Цветаевой, 90 лет со времени публикации повести «Школа» А. П. Гайдара, 90 лет со времени выхода отдельным изданием в Париже романа «Жизнь Арсеньева» И. А. Бунина, 90 лет со времени издания в Берлине романа «Защита Лужина» В. В. Набокова и другим.

Формулировка «Книга – это духовное завещание одного поколения другому» предполагает обращение к читательскому опыту участников конкурса, понимание литературных произведений как духовного наследия поколений. Тут тоже важен не сам пересказ произведения. Надо уметь рассуждать о значении книг в жизни человека вообще.

 

Счастье – это когда тебя понимают...

Тематическое направление «Я рожден, и это все, что необходимо, чтобы быть счастливым!» посвящено Десятилетию детства, объявленному в России на период с 2018 по 2027 год. В сочинениях желательно сделать акцент на то, какое значение в современной России придается детям, детству, проблемам подрастающего поколения, как изменилось положение детей в обществе, как сами дети видят себя в настоящем и будущем, с какими проблемами сталкивается ребенок и какие победы может одерживать.

 

Светить всегда, светить везде...

А вот тематическое направление «Человек, общество и освоение новых видов энергии» приурочено к столетнему юбилею плана ГОЭЛРО. Это государственный план электрификации Страны Советов после Октябрьской революции 1917 года, разработанный Государственной комиссией по электрификации. Конкурсанты, выбравшие это направление, могут рассуждать об актуальных для современного мира проблемах энергетики: о бережном использовании энергетических ресурсов, о развитии возобновляемой («зеленой») энергии, взаимосвязи энергетики и экологии, об использовании мирного атома. Тут важно «перекинуть мост» из прошлого в будущее, пофантазировать о том, как будет развиваться энергетическая отрасль, какие источники получения энергии будут использовать наши потомки.

 

Ставрополь и край отмечены в конкурсе

Учащиеся края и города Ставрополя несколько лет подряд активно участвуют во Всероссийском конкурсе сочинений и становятся его победителями и лауреатами: Например, в 2017 году победителями федерального этапа стали три школьника из Ставропольского края.

Это Василий Думин из школы № 2 Нефтекумского района. Он написал «победное» сочинение «Сказка о том, как царь Берендей с Ленью и Жадностью боролся». Полина Балабуркина из школы № 1 Грачевского района писала тогда сочинение на тему «Шелковая нить судьбы»; оно тоже в числе победивших. Еще один автор – победитель Всероссийского конкурса сочинений – Ольга Подставкина. Она училась тогда в школе № 2 Новоалександровского района.

В прошлом году в региональном этапе конкурса приняли участие 163 школьника и студента Ставрополья. Пять работ победителей были направлены в Москву для участия в финале Всероссийского конкурса сочинений – 2019. Победителями его стали Максим Бирюков, ученик школы № 34 города Ставрополя, тема его сочинения: «Где это видано, где это слыхано…», Максим Слуцкий, учащийся многопрофильного лицея № 4 города Георгиевска, тема его сочинения – «Путешествие по затерянным уголкам памяти»; Вера Борисова, ученица гимназии № 1 Красногвардейского района, тема ее сочинения: «Пусть сияют звезды», и Виктория Булавина, ученица школы № 1 города Ставрополя, тема ее сочинения «Мужество».

В нынешнем году школьник из Ставрополя представил край на федеральном этапе Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности», став победителем в региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности». Это тот же Максим Бирюков, тогда еще шестиклассник школы № 34 города Ставрополя. Тема его сочинения: «Мой номер по книге – 3209». В списке победителей – еще девять учащихся из Красногвардейского, Апанасенковского, Предгорного, Туркменского, Буденновского и Кировского районов, Новоалександровского городского округа, городов Пятигорска и Лермонтова.

Ставрополь, Образование, Всероссийский конкурс сочинений-2020