Развивайте эрудицию!

Виталий Задорожный

Есть на канале «Радио России» хорошая вечерняя передача, идущая ежедневно, кроме выходных. Я сообщаю это тем, кто не слушает эту познавательную передачу. Одна из программ, прозвучавшая недавно, была посвящена теме «Эрудиция». Ведущий доктор Александр Данилин пытался в прямом эфире ответить вместе с радиослушателями на такие вопросы, как «Нужно ли быть эрудитом?», «Зачем накапливать знания?», «Какие именно знания нам нужны?». Вопросы вроде бы риторические, но они задели радиособеседников за живое, и разговор получился интересным.

Ведущий приводил примеры того, что мужчины раньше старались быть умными, чтобы в компании, в разговоре блеснуть своими знаниями и покорить женщин. С такими мужчинами женщинам общаться было приятнее. Эрудиция вызывает интерес к человеку. Это действительно так. Но почему сейчас стало немодным быть умным? Почему само понятие «эрудит» ушло на второй план? Молодежь, по словам ведущего, на эти вопросы отвечает так: «Зачем мне нужна эрудиция, если есть Интернет, по которому я за пять минут найду все, что мне нужно?». Но, с другой стороны, Интернет с собой в карман не возьмешь. Интернет — это только инструмент для получения информации. Ни духовность, ни нравственность он в человеке не воспитает. И душа, и голова все равно останутся пустыми, если в них нет ни необходимых знаний, ни духовной подпитки. Можно ли такого человека считать умным? На эту тему в одном из своих выступлений Михаил Задорнов высказался таким афоризмом: «Умный — это человек, имеющий в мозгу информацию. А разумный — тот, кто умеет этой информацией пользоваться».

Эта мысль сатирика подводит нас к некоторому резюме начатого по радио разговора со слушателями. Не хочется быть ментором с поучительными наставлениями, а просто есть желание поделиться мыслями, как расширить свою эрудицию. Без знаний человек обойтись не может. И знания эти должны быть не поверхностными, а более-менее глубокими.

Пополнению знаний способствуют, кроме самообразования, его увлечения, к примеру, коллекционирование. Поговорите с фалеристом, филателистом, филокартистом — и они расскажут вам много интересного из того, что узнали, собирая много лет значки, марки, открытки. Я не собираюсь хвалиться, но по себе знаю, что мне легко было играть в города, когда эта игра была в компаниях модной. Коллекционирование гербов городов значительно расширило мои познания и в географии, и в истории.

Значки, гербы, марки, открытки — это одна из форм рождения эрудиции. Откладываясь в наших извилинах, на так называемых полках памяти, они капля к капле наполняют наш мозг нужной информацией, полезными знаниями. Из этого водоема, скажем так, мы время от времени берем то, что нам в тот или иной момент необходимо.

Позволю себе заметить, что старшее поколение было, пожалуй, в какой-то мере более эрудированным, более нравственным, нежели нынешнее. Не было ни телевидения, ни Интернета, и люди читали книги. Ведь литература — это воспитание чувств, переживаний, воспитание духовности. Это культура речи, это наполняемость мыслями. Чтение книг, созерцание природы и любование ею — это нравственное воспитание. Книги учат правильно выражать мысли, расширяют лексикон.

А зачем, скажите, рассуждает порой старшеклассник, читать мне четыре тома «Войны и мира», когда можно посмотреть по телевизору снятый по роману фильм? Есть и другой способ узнать, что там происходило в романе Льва Толстого. Ведь выпущены же, к сожалению, книжки, в которых всего лишь на десятках страниц изложен весь сюжет любого классического произведения. А переживания героев, их мысли, описание природы — все это опущено. Кому, рассуждает юноша, это нужно? Главное — знать фабулу произведения.

Эрудиция — это набор знаний. И есть точное выражение, характеризующее этот необходимый набор. Нужно о немногом знать все, и немного знать обо всем. Немногое — это наша работа, профессия. Здесь каждый должен быть асом. Остальное, что нас окружает, — обо всем этом эрудит должен знать понемногу.

Человек — существо мыслящее, разумное. Он постоянно стремится узнавать новое. Но познать в полной мере все он, конечно, не в силах. Еще Козьма Прутков говорил: «Нельзя объять необъятное». Хотя мы знаем немало известных мировых имен, проявивших себя в самых разных областях знаний. Это говорит о том, что человеку хочется познавать мир во всех его проявлениях. Жить, не узнавая постоянно что-то новое, просто неинтересно.

Одним из эффективных способов повышения эрудиции являются кроссворды. Но и тут нужен, я считаю, отбор. Нет, наверное, необходимости запоминать слова сугубо технические, медицинские, иногда встречающиеся в кроссвордах. Вот несколько примеров. «Альтитуда» — это абсолютная высота в геодезии. «Вискозиметрия» — учение об измерении вязкости жидкостей и газов. «Арретир» — фиксатор стрелки чувствительного измерительного прибора. «Радиолиз» — распад химического вещества под действием ионизирующих излучений. «Адиабата» — линия на термодинамической диаграмме. «Торакс» — так в медицине называют грудную клетку. Так ли уж нужно нам знать эти специальные термины? Хорошо их знать тем, кто с ними сталкивается в повседневной работе.

Решая каждый раз новый кроссворд, я невольно замечаю, что слова, найденные в прежних кроссвордах и оставшиеся в моей памяти, пригодились сейчас. Я вовсе не считаю себя эрудитом, до этого мне далеко. Но надо отдать должное кроссвордам, без них я бы не знал многого из того, что, к счастью, знаю теперь. Решайте кроссворды! Расширяйте эрудицию!