Ребенок на улице

Наталья Буняева

Улица большого города не очень­то приспособлена даже для взрослого человека. Ребенок, оказавшийся здесь один, почти автоматически может считаться в состоянии экстремальной ситуации. Самая частая причина гибели детей на улицах – дорожно­транспортные происшествия, а травмы, полученные в ДТП, ­ самые тяжелые. Особенности детской психики ­ например, фрагментарность внимания, то есть фиксация на одном предмете (другие ребенок уже не видит), ­ увеличивает его незащищенность. Отпуская ребенка на улицу одного, готовьте его к взаимоотношениям с городом. Но при этом надо понимать, что вся наука сойдет на нет в ту минуту, когда мама сама переведет его через дорогу на красный свет.

Ребенок должен узнать и признать необходимыми (это очень важно) главные правила выживания пешеходов:

нельзя переходить улицу на красный свет независимо от того, идут или нет машины;

на дорогу с тротуара можно только сойти, а не выбежать;

опасно выходить на мостовую из­за препятствия: тогда не видят друг друга ни водитель, ни пешеход.

На улице любой вид транспорта может скрывать другой, движущийся с большой скоростью (самый типичный случай: автобус или троллейбус скрывает от пассажиров, обходящих спереди, практически все движение). Объясните ребенку самое простое правило: ходить можно только по тротуарам, а если тротуара нет, нужно идти лицом к движению. Тогда не только водитель видит пешехода, но и пешеход водителя.

И самое простое, и одно из самых «невыполняемых» детьми правил: переходя улицу, сначала нужно посмотреть налево, а в середине – направо. На дороге расстояние зависит от скорости, потому научите ребенка рассчитывать, когда до машины будет далеко, а когда близко. Если ребенок без родителей, то дорогу лучше всего переходить в группе пешеходов.

НЕДЕТСКИЕ ТРАВМЫ

Почти 70 процентов уличных травм случаются со школьниками по дороге домой из школы. Понятно почему: дорогу после занятий ребята считают уже начавшимся отдыхом. Чтобы ввести этот отдых в определенные рамки, надо или встречать ребенка, или строго организовать время и маршрут к дому: никуда не сворачивать, не играть и т.д. Как и дома, травмы на улице происходят в основном из­за различных падений. Это важно иметь в виду, и ребенка можно научить «правильно» падать, как учит этому, например, любой тренер на первом же занятии.

Спортивные привычки помогают снизить опасность травм и в еще одной традиционной ситуации: мальчишеской драке. Кстати, здесь надо обратить внимание на искаженные представления детей о возможных последствиях ударов (особенно предметами).

Родители, например, должны объяснить ребенку, что только в кино после удара железным прутом человек остается здоров и весел. И способен еще драться. В жизни – больница, возможная инвалидность.

Если вы хотите влиять на безопасность вашего ребенка, надо знать круг его общения: обязательно выясняйте телефоны и адреса друзей, имена их родителей, места, где ребенок может оказаться. Недопустимо, чтобы такими местами оказались стройка, пустырь, старый дом, подвал, чердак, колодцы подземных коммуникаций, пруды, котлованы, рвы с водой и т.д.

НЕЗНАКОМЫЕ ЛЮДИ

С раннего детства ребенок должен знать, что люди бывают разные, и иметь дело надо только с теми, кого знаешь. Считается обязательным для любого ребенка закон четырех «не»:

никогда не разговаривай с незнакомым;

никогда не садись в машину к незнакомому;

никогда не играй по дороге из школы домой;

никогда не гуляй с наступлением темноты.

Первое правило ­ самое безусловное. Предлог, который найдет злоумышленник, нам никогда не угадать, поэтому готовые формулы типа: “Не соглашайся, если тебя зовут посмотреть мультфильмы или предлагают конфетку” ­ только мешают. Ребенок должен знать, что если он один, то на любые слова незнакомого человека должен сказать : “Извините, нет” или “Извините, я не знаю” и отойти.

Очень важно объяснить, что незнакомый ­ это любой человек, которого не знает сам ребенок. Незнакомец может назвать его по имени, сказать, что пришли по просьбе мамы. Но если человек ребенку незнаком, он должен на все предложения отвечать отказом и в случае опасности кричать: “Я его не знаю”. Родителям необходимо внушить ребенку, что никогда и ни при каких обстоятельствах они не пришлют за ним в школу, домой или во двор незнакомого ему человека. Если такой человек подойдет, кем бы тот ни назвался, надо немедленно бежать в людное место, позвонить родителям или обратиться к милиционеру.

Очень часто хорошее воспитание мешает детям действовать решительно в минуту опасности. Поэтому в понятие хорошего воспитания должен входить разговор с ребенком. Где вы объясните ему, что не будете сердиться, если он начнет грубить, врать, громко кричать, бить и кусаться, когда к нему станет приставать незнакомый человек. Объясните ребенку взрослое понятие “право на необходимую оборону”.

Научите ребенка не доверять на улице ни женщинам, ни сверстникам, ни даже тем, кто младше его. Не только потому, что порой именно они заманивают жертву в машину к взрослым злоумышленникам, но и из­за “детского рэкета”, драк и других малоприятных вещей. Мальчику надо объяснить, что на его желании быть смелым кто­то может сыграть. И можно, и нужно быть смелым, но отнюдь не глупым.

Ребенок пришел домой: объясните ему, что он немедленно должен позвонить родителям на работу.

Никогда не вешайте ребенку на шею ключ от квартиры. Обязательно проверьте, не забудет ли он ключи в дверях, в почтовом ящике, в кармане пальто. Лучший вариант ­ оставлять ключ у кого­то из соседей, потому что здесь появляется дополнительный контроль.

С первых лет жизни ребенку надо объяснить, что если он потеряется или окажется в сложной ситуации, он может попросить помощи, но не у каждого встречного.

Объясните, как выглядит милиционер, кассир или продавец в большом магазине, как выглядит милицейская, пожарная машины, машина Службы спасения. Обязательно скажите, что помощью милиции, пожарных, работников Службы спасения может воспользоваться каждый житель города ­ независимо от того, взрослый он или ребенок.

Телефоны экстремальных служб города ­ 000, 01, 02, 03 должен знать каждый ребенок.

Позвонить с сотового телефона можно, набрав 010, 020, 030.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ПРОПАЛ

Не медлите! Сходите или позвоните туда, где он должен быть, выясните, кто его видел в последний раз и где, расспросите соседей. Проверьте наличие документов и вещей пропавшего. Сразу же сообщите в милицию или в Службу спасения по телефону 01 о пропаже. Если у вас есть подозрения на конкретных людей, сразу о них сообщите.

Немедленно начинайте поиски на соседних дворах, в подъездах, чердаках, подвалах. Привлекайте к ним знакомых, соседей, родственников.

Напишите заявление на имя начальника вашего отделения милиции с указанием примет и приложением фотографии пропавшего, зарегистрируйте ваше заявление у оперативного дежурного. Не прекращайте самостоятельные поиски. В ваше отсутствие в квартире должен дежурить кто­то из соседей или родственников. При возвращении ребенка сразу сообщите в милицию и Службу спасения.

Важно доверять ребенку и заслужить его доверие. У ребенка своя шкала оценки серьезности событий, представлений об обязанностях и этике ­ старайтесь ее понять. Самые небольшие перемены в поведении ребенка ­ откуда­то взявшаяся новая вещь, царапина, могут быть важными сигналами: будьте внимательны к мелочам.

И самое главное, как бы ни работали воспитатели, милиция и все общество в целом, этого мало. Потому что ребенка защищает прежде всего любовь родителей.

 
При содействии городского управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.