Реформа образования и будущее российских школ

Реформа образования  и будущее российских школ
Как известно, 2010 год в России объявлен Годом учителя. Запланированы разнообразные мероприятия — смотры, конкурсы, семинары, форумы. По их итогам будут выявлены и премированы лучшие в профессии.

Директора школ смогут не только поучаствовать в мероприятиях, но и использовать их в рекламных целях. Ведь для них жизненно важно набрать как можно больше учащихся и сформировать из них максимально возможное количество классов. От этого зависит количество бюджетных средств, получаемых школой. Это сейчас главное. Ибо образование перестало быть «народным образованием» и превратилось в «образовательные услуги». И школы перешли к свободному рынку — включились в борьбу за клиентов. Это первая, наиболее очевидная проблема.
Вторая проблема, как это ни удивительно, гуманизация образования. Закрепляя права ребенка, защищающие его в том числе и от насилия педагогов, реформаторы благополучно забыли о наличии в школах хулиганов. Так называемых детей с девиантным поведением. Учитель даже не имеет права удалить мешающего всем ученика с урока. Он может вежливо сделать ему замечание. Воздействие через родителей далеко не всегда возможно — в стране масса неблагополучных семей. Причем это не обязательно пьющие семьи. Это и неполные семьи, в которых несчастные матери, вынужденные в одиночку бороться за выживание, просто не имеют времени на воспитание. Это и семьи, где родители уверены, что их ребёнок самый лучший, а учителя его оговаривают. Это и семьи, где детей растят в достатке, но воспитывают в них презрение к окружающим «плебеям».
Учителя, с их маленькими зарплатами и подчас скромным гардеробом, для этих детей жалкие неудачники. И даже двойку, своего рода «последний рычаг давления», у них отнимают. Многие молодые учителя, приходящие в школу, с удивлением слышат — «двойки в журнал не ставить, а не то все будут переписывать журнал». Школы борются за высокие показатели, родители проявляют благодарность — иной раз и материальную. Только не к учителю. Учителя теперь не педагогический коллектив. Это наёмные работники. И чем униженнее и бесправнее они будут, тем выгоднее начальству. А пресловутый экономический кризис - прекрасный аргумент в пользу смирения.
Но даже там, где двойки еще не запрещены, чем они грозят учащимся? На второй год не оставят, из школы не исключат. Можно прекрасно провести 11 лет в глумлении над педагогами и соучениками. Далеко не все обучены навыку задумываться над будущим. А что получится в итоге, можно уже сейчас увидеть в популярном сериале «Школа».
Именно поэтому, несмотря на серьёзное усложнение программы, общество получает «на выходе» массу малограмотных детей. Раньше об этом говорить было достаточно сложно. Приёмные комиссии государственных вузов больше обращали внимание на финансовые возможности родителей. В коммерческих вузах было (да и остаётся) стопроцентное поступление. Но с переходом к ЕГЭ многие известные вузы «вдруг» перестала устраивать подготовка абитуриентов. И один за другим возникали скандалы, тиражируемые СМИ, о неспособных написать заявление о приеме или простейший диктант вчерашних «трёхсотбалльных» детях. Лишившись кормушки в виде приёмных комиссий, престижные вузы уже не будут молчать о качестве подготовки школьников.
Часто приходится слышать, что эта ситуация - лишь следствие социального неравенства, что это отражение разделения общества на «элиту» и «всех остальных». Что есть хорошие платные школы и «просто школы». Однако недавний скандал в Санкт-Петербурге, где в гимназии с годовой оплатой в один миллион триста тысяч рублей, были выявлены вопиющие случаи катастрофической безграмотности старшеклассников, показал ошибочность этого мнения. После того как часть детей перешли в другие школы, оказалось, что у них практически отсутствуют не только знания по некоторым предметам, но и ряд простейших умений и навыков.
В долгосрочной перспективе элитарные школы неизбежно столкнутся с невосполнимым дефицитом кадров. В самом деле, ну не пойдут же выпускники «правильных» вузов и школ учительствовать. Впрочем, это является общемировой тенденцией и проявляется даже в наиболее развитых странах. В российском интернет-сообществе в последние годы активно обсуждаются интернет-дневники наших бывших соотечественников, вынужденных учительствовать на чужбине. Кстати, вы никогда не задумывались, почему за рубежом на столь, казалось бы, важные должности преподавателей берут «гастарбайтеров»? То ли эта деятельность настолько непрестижна, то ли не справляются с подготовкой собственных кадров. В любом случае, если это способно кого-то утешить, не только наши дети превратятся в манкуртов.

Валерий Сибирцев.