Решать проблему ЖКХ надо в рамках самостоятельного нацпроекта

Лариса Ракитянская

В этом убеждены депутаты Ставропольской городской Думы, принявшие в конце прошлого года смелое, если не сказать революционное, по своему содержанию обращение в Государственную думу Российской Федерации.

Хлеба или воды ­ выбор не из легких

Излишне говорить о мотивах, побудивших депутатов к столь решительным и принципиальным действиям. Концепция реформы жилищно­коммунального хозяйства де­юре должна смягчать систему оплаты жилья и коммунальных услуг, де­факто же дает прямо противоположные результаты. Причем больнее всего реформа бьет по социально незащищенным категориям граждан — инвалидам и семьям, имеющим детей­инвалидов, проживающим в приватизированном жилищном фонде. Ежедневно эти люди оказываются перед унизительным выбором — оплачивать содержание жилья или кормить семью и покупать лекарства.

Вся соль проблемы заключается в первую очередь в том, что ответственность за положение дел практически полностью возложена на органы местного самоуправления. Неразрешимая задача стоит перед муниципалитетом, просто огромен разрыв между возложенными на него полномочиями и имеющимися ресурсами. Статистика наглядна ­ недофинансирование расходов на капитальный ремонт только по городу Ставрополю ориентировочно составляет 19 млрд рублей. О чем можно говорить, если эта сумма в разы превышает весь городской бюджет!

Как рассказал председатель Ставропольской городской Думы Игорь Епринцев, обращение в Госдуму содержит несколько конкретных предложений. Во­первых, вернуть льготы инвалидам и семьям, имеющим детей­инвалидов по оплате жилого помещения независимо от статуса жилого помещения. Кроме того, ограничить рост тарифов на услуги ЖКХ не выше уровня текущей инфляции, и рассмотреть возможность выделения денежных средств муниципальным образованиям.

Владимир

и Смоленск с нами солидарны

Позиция ставропольских нормотворцев нашла живой отклик у коллег из других регионов России. Например, Совет народных депутатов города Владимира подготовил в адрес Госдумы обращение, аналогичное ставропольскому. В нем депутаты предлагают «продолжить совершенствование порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов и предусмотреть в федеральном бюджете на 2008 год целевую финансовую помощь на создание новых и поддержание действующих объектов жизнеобеспечения в административных центрах и столицах субъектов Российской Федерации пропорционально численности, проживающего в них населения». Действительно, в федеральном бюджете предусмотрена серьезная финансовая поддержка (в размере 1 млрд рублей) тех городов, численность населения которых превышает 1 млн человек. Таких «счастливчиков» оказалось одиннадцать. Совершенно очевидно, что подобный принцип деления весьма сомнителен. Предпочтение отдано заведомо более крупным городам. А как выживать остальным?

Ставропольскую точку зрения также полностью разделяют депутаты Смоленского городского Совета. Половина многоквартирных жилых домов в этом городе, принадлежащих муниципалитету на правах долевой собственности, имеют степень износа от 30% до 65%. В октябре прошлого года депутаты приняли обращение в Государственную думу Российской Федерации с просьбой «поддержать местные бюджеты дополнительным целевым финансированием на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта».

Что ж, слово за парламентариями. Однако единодушие, уже сейчас проявленное на уровне некоторых муниципальных образований, вселяет уверенность, что решение одной из самых болезненных российских проблем наконец обретет реальные очертания.

Мария Андреева.