Рецидив или провокация?

Елена Павлова

О погроме, учиненном в Покровском храме Невинномысска неким человеком, вооруженным охотничьим ножом, сразу же сообщили все телеканалы и информационные порталы.
Личность задержанного на выходе из храма вандала была установлена быстро. 22-летний местный житель к уголовной ответственности привлекался уже дважды. В первый раз, как сообщили в ОВД Невинномысска, за растрату, потом за самоуправство. Теперь вот по статье «хулиганство».

Но если «без протокола», то представители и правоохранительных, и административных структур квалифицируют это «хулиганство» либо как «весеннее обострение», либо как провокацию. И больше склоняются ко второй версии.

В пользу психического рецидива говорит внешняя сторона происшествия: и «стеклянные» глаза молодого человека, который в течение нескольких минут срывал иконы и лампады и поднял руку на священника, пытавшегося его остановить, и удары ногами по двери в алтарь, и ругательства вперемешку со словами Священного писания, и провозглашение себя Богом. Люди невоцерковленные это называют сдвигом, воцерковленные - бесами.

Но тем не менее есть детали, которые заставляют задуматься: а было ли внезапное помутнение рассудка? Чем оно вызвано - весной ли, Луной ли?.. Ведь прихожане храма говорят, что видели этого парня на церковных службах буквально накануне. Значит, его действия как минимум не внезапны. Есть также информация, что устроивший погром в алтаре и воткнувший в Поклонный крест нож был сектантом. Но по понятным причинам в первые дни расследования эту информацию официально никто не подверждает.

«Особую боль и тревогу вызывает тот факт, что это страшное преступление произошло в Крестопоклонную неделю, когда все православные христиане особенно чтят честной и животворящий Крест Христов», - говорится в пресс-релизе Ставропольской и Невинномысской епархии.

Вот именно то, что в Крестопоклонную неделю атаке подвергся Поклонный крест, и вселяет мысль о провокации. Конечно, произошедшее вызывает боль и тревогу. И сделано это так, чтобы именно эти чувства и вызвать. И побудоражить заодно общественность. Вон после маски-шоу девушек на алтаре храма Христа Спасителя она (общественность) до сих пор никак не успокоится. И напрасно - во-первых, девицы именно этого и добивались, во-вторых, такое усиленное внимание общества чревато повторными попытками привлечения этого внимания теми же самыми методами. Вот мы и получили рецидив. Многие, с кем я общалась, солидарны с мнением: даже если невинномысский вандал - психически больной, то это проявление болезни спровоцировала шумиха вокруг пресловутых «пусей».

Но большинство, повторюсь, уверены, что события в храме Христа Спасителя 22 февраля и невинномысском храме 20 марта - если не звенья одной цепи, то явления одного порядка. Посему я приведу письмо, подписанное руководителями общественных организаций, входящих в общественное объединение «Союз народов Ставрополья «За мира на Кавказе», в адрес председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина после событий в главном храме страны:

«Выражаем общее негодование по факту святотатства в Храме. Воистину стыдно, что недоумки, бравирующие своей ущербностью, вандалы с нравственными ценностями неандертальца живут и здравствуют среди нас, безнаказанно попирают национальное достоинство и вероисповедальные чувства россиян. Принимая как данность терпимость и великодушие клириков Русской Православной Церкви, мы тем не менее настаиваем на том, чтобы лица, сознательно сотворившие богохульство в святом Храме, понесли заслуженную кару. Выражая гражданскую и нравственную позицию, Союз народов Ставрополья желает священнослужителям и прихожанам Русской Православной Церкви твердости духа и благочестия».

То же самое отношение у руководителей общественных организаций, входящих в Союз, и к преступлению, совершенному в храме на Ставрополье.

Квалификацией преступления, оценкой его общественной опасности, определением степени вменяемости задержанного и возможной приверженности его к радикальной секте пусть занимаются соответствующие службы. Мне бы просто хотелось в завершение высказать свою гражданскую позицию, которая не позволяет называть сотворенное в храме просто хулиганством. К сожалению, подобное «хулиганство» - последствие существования государства без идеологии. Свято место пусто не бывает. Вышеупомянутые московские девочки и невинномысский мальчик - наглядная демонстрация того, что замещает пустоты в душе. Ненависть, причем ненависть к тому, что составляет основу. Русь искони называли святой. А икона, тем более крест, - святыня. Даже для людей невоцерковленных. Потому что это еще и наша история. Удар ножом в святыню - действие, не помещающееся в рамках Уголовного кодекса. Так что с юридической квалификацией действительно сложности.
Возможно, герои сюжета - лишь орудие в руках умелых манипуляторов. Это не исключают и некоторые мои собеседники, которые считают, что подобные «акции» могут повториться. Если же так называемые «хулиганы» сами такое придумали: от умелой игры на политических аспектах до символических действий, значит, не стоит недооценивать их умственные способности…