Римма Иванова – кавалер ордена Святого Георгия Победоносца

.
Мемориальная доска, установленная к 100-летию со дня рождения Риммы Ивановой  на здании бывшей Ольгинской гимназии, Римма Иванова, мемориал
Александр ПлотниковМемориальная доска, установленная к 100-летию со дня рождения Риммы Ивановой на здании бывшей Ольгинской гимназии

(Окончание. Начало в №№27, 30, 32, 34, 35, 37, 39, 40, 43, 46, 51-52)

28 ноября на имя М.П. Иванова поступило письмо, в котором сообщалось о том, что «в театре «Биоскоп» с 26 ноября показывается картина под названием «Героический подвиг сестры милосердия Риммы Михайловны Ивановой. Военная драма в трёх частях». После этого письма родители P.M. Ивановой посмотрели кинофильм и были страшно возмущены тем, что увидели. Главную роль играла высокая актриса, выглядевшая ультрасовременно, с ухоженными волосами, в модной юбке, белом переднике, лакированных туфлях на высоких каблуках, которая держалась довольно вульгарно, бегала по полю и с нарочитым пафосом размахивала саблей. У неискушённого зрителя могло сложиться ложное мнение о сёстрах милосердия, после просмотра такого кинофильма мог возникнуть вопрос: о каком героизме после этого можно было вести речь? За кадром оставались грязь, страдания, взрывы снарядов, постоянный риск жизнью ради жизни других. В то время как Римма, находясь в боевых условиях, делила с солдатами все трудности, тягости и превратности фронтовой жизни, актриса на экране даже не пыталась войти в образ сестры милосердия, находившейся под взрывами снарядов, свистом пуль, обрабатывая и перевязывая раны в полевых условиях, видя страдания солдат, сопереживая им и успокаивая их: «Потерпи, миленький, сейчас тебе будет легче».

На следующий день после просмотра кинофильма возмущённый до предела Михаил Павлович заявил гневный протест губернатору князю Оболенскому по поводу того, что показывается на экране, считая это позором для своей дочери, отдавшей жизнь во имя Родины. Губернатор с пониманием отреагировал на протест М.П. Иванова и немедленно издал циркуляр, запрещавший демонстрацию кинокартины на территории губернии.

Из фондов Ставропольского государственного  музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, Римма Иванова, документы
Из фондов Ставропольского государственного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве

Желая положить конец этой недостойной спекуляции именем своей дочери, Михаил Павлович обратился в столичные и провинциальные газеты с просьбой напечатать его письмо, и донести до читателей правду о его дочери и не верить тому, что изображено в картине. «Под именем моей дочери на экране появилось совсем другое, мне неизвестное лицо, да и сама картина не соответствует действительности: в ней изображена «артистка» довольно высокого роста, в узкой модной юбке, модных лакированных туфлях на высоких каблуках при белом апостольнике и переднике и в довершение всего с саблей наголо. Между тем покойная моя дочь была небольшого роста, воинственного вида не имела, с саблей не выступала и была убита на передовых позициях при исключительных обстоятельствах, как о том гласили первые телеграммы о ее беспримерном подвиге. Никакой ходульности и показного героизма в трагической смерти моей дочери не было. Слившись душой с серыми воинами, покойная была проста, подвиг свой совершила в серой шинели, и она пошла не с винтовкой или саблей в руках, а с крестом на груди – символом милосердия и чистой любви, не покидая при этом своей кожаной сумочки с перевязочными средствами, медикаментами, с которой она не расставалась, носивши ее на простом ремне через плечо. Таким образом, вместо действительного эпизода великой войны демонстрируется какой-то грубый фарс, плод фантазии антрепренера, который показывает портрет своей героини-артистки под именем моей дорогой дочери. Несомненно, что она появится и городах России, вводя в заблуждение патриотическое чувство русского народа». Одновременно Михаил Петрович обратился в средства массовой информации России с просьбой донести правду о его дочери до своих читателей и рассказать им о том, какой она была в действительности. Ряд столичных газет напечатал его письмо, что нашло отклик в стране.

Возмущение ставропольской и российской общественности, публикации в газетах возымели своё действие на власти, и товарищ министра внутренних дел издал циркуляр о запрещении демонстрировать данный кинофильм, о чём было сообщено губернаторам. Об этом товарищ министра внутренних дел С. Белецкий лично письмом сообщил родителям P.M. Ивановой: «Милостивый государь Михаил Петрович. Вследствие поданного Вами 29 декабря 1915 г. на имя Управляющего Ставропольской губернией прошения имею честь уведомить Вас, милостивый государь, что мною сделано распоряжение о воспрещении повсеместно в империи демонстрировать в кинематографах картину, изображающую в искажённом виде лубочного фарса героический подвиг покойной дочери Вашей, сестры милосердия Риммы Михайловны. Прошу Вас принять уверения в совершенном моём почтении. Готов к услугам».

Тем не менее актриса Г. Порецкая, игравшая в кинофильме роль P.M. Ивановой, находясь в Хасавюрте в Дагестанской области, видимо, хотела провести там встречу со зрителями с одновременным показом кинофильма о Римме Ивановой, роль которой она играла. Однако местные власти не позволили этого сделать, ссылаясь на запрет министерства внутренних дел. Но, видимо, кто-то посоветовал актрисе обратиться за разрешением о демонстрации кинофильма непосредственно к родителям Риммы Ивановой. 18 декабря 1915 года актриса Г. Порецкая направила из Хасавюрта телеграмму отцу Риммы Ивановой с категоричным требованием: «Вы разрешите демонстрировать картину «Римма Иванова». Телеграфируйте немедленно». На что, естественно, последовала ответная телеграмма отца: «Демонстрирование картины «Римма Иванова» запрещаю. Иванов»...

Память о P. M. Ивановой была увековечена не только в городе Ставрополе, но в других местах России. Так, в 1916 году в городе Вязьме Смоленской области на бульваре 2-й Отечественной войны был установлен памятник  – стела героям войны. На одной из граней его под Георгиевским крестом золотом было начертано имя Риммы Ивановой.

К сожалению, в Ставрополе главное решение губернского земского собрания о сооружении памятника так и не удалось реализовать. В условиях войны его отложили до окончания боевых действий. А потом были революция, Гражданская война, когда стало вовсе не до памятников.

В 70-е годы благодаря стараниям краеведов, музейщиков, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры память о Римме Михайловне Ивановой стала возвращаться. Когда значительно возрос интерес к памятникам Отечества, к отдельным личностям, ВООПИиК и краеведы Ставрополья стали всё чаще поднимать данную проблему.

В центральной и местной печати появились статьи, очерки о P.M. Ивановой. В музее-заповеднике имени Прозрителева и Праве создан фонд P.M. Ивановой. На территории Андреевского собора на месте захоронения P.M. Ивановой восстановлено надгробие на её могиле, которое венчает знак ордена Святого Георгия, а внизу под текстом – Георгиевская лента. К 100-летию со дня рождения Риммы, в 1994 году, на здании, где располагалась Ольгинская гимназия, была открыта мемориальная доска в её честь. Региональное отделение ВООПИиК, краеведы, общественность края вынашивают мысль об установке памятника Римме Михайловне Ивановой в её родном городе Ставрополе. Президиум Ставропольского краевого отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры объявил сбор средств на создание и установку памятника P.M. Ивановой.

Николай СУДАВЦОВ, доктор исторических наук

 

история, 1 мировая, кавалер ордена, Римма Иванова