Рождение куклы. Международный день кукольников

Наталья Ардалина

 

Рождение куклы. Международный день кукольников

В этом году Ставрополь-ский краевой театр кукол отмечает очередной юбилей — осенью ему исполнится 75 лет. Все эти годы театр работает в первую очередь для самых маленьких наших зрителей — дошколят и младших школьников. Может быть, поэтому здесь всегда царит очень творческая и одновременно очень добрая атмосфера, и каждый, кто создает волшебные кукольные спектакли, смотрит в мир с детской непосредственностью и, несмотря ни на какие финансовые трудности, не бросает любимую работу: костяк коллектива составляют люди, проработавшие на своем месте по 30 лет, буквально «зараженные» бациллой этого театра. 

 

Кукольный театр -  настоящий мир детства. Ребенок, приходя на спектакль, видит перед собой не игрушки, которыми управляют актеры, а живых персонажей — сказочных или близких к реальной жизни героев, неважно, главное, что они для него существа самостоятельные и самодостаточные. Конечно, во многом это заслуга высокого мастерства актеров. Но до того, как актер начнет репетировать новую роль с новой куклой, эта кукла должна «родиться». 

Рождение куклы. Международный день кукольников

Как же появляется то живое существо, которое ходит, разговаривает, зевает и моргает в волшебном кукольном спектакле? Сначала идея рождается в голове режиссера, который нашел интересную пьесу и хочет ее поставить. На этом, самом первом этапе определяется идея всего спектакля, исходя из которой формируется образ, а уже вопросы его воплощения режиссер решает совместно с художником. Очень важный момент — определение системы кукол, которые будут играть на сцене. Ведь их немало: верховые (тростевые и петрушки), которые работают на ширме, марионетки на веревочках, планшетные куклы, тантамарески, ростовые куклы. От этого во многом зависит весь смысловой и художественный образ спектакля. Художник, как правило, берет за основу идеи режиссера и начинает творить: рисует самих персонажей, декорации, ширму, реквизит, разрабатывает каждую деталь. В итоге его работы получаются эскизы или макеты, но они еще очень далеки от настоящего героя. Потому что рисунок не разговаривает, не качает головой, не плачет, не чувствует. А если кукла должна все это уметь, то к работе подключается конструктор. 

В Ставропольском краевом театре кукол работает единственный в крае специалист этого дела: художник-конструктор-кукольник Григорий Новиков-Днепров. Это благодаря его таланту изобретателя в руки актера попадает не простая игрушка, а кукла, способная на самые разнообразные действия, а также  на глазах изумленных зрителей сами собой открываются сундуки, распускаются цветы, летают птицы, ездят велосипеды. Вот простой пример: курочка снесла яичко и яичко... покатилось. Казалось бы, что тут особенного? Но Григорий Юрьевич придумал, как сделать так, чтобы яичко действительно катилось, а не просто его двигали по ширме. Или в сказке «Новые похождение Колобка» - Колобок в течение всего спектакля крутится, катится и «бежит по дорожке». Кстати, в этом спектакле Колобков целых пять — персонаж развивается по ходу действия. 

Рождение куклы. Международный день кукольников

Сам Григорий Юрьевич отмечает, что в механике сложно придумать что-то новое, важно найти, как именно использовать те или иные знания, для того чтобы кукла ожила. Хотя бывает, что конструктор сдерживает фантазии режиссера и художника: например, нужно им, чтобы у Змея Горыныча на длинной-длинной тонкой шее голова не только поворачивалась, но и разговаривала, огнем дышала, в общем, действовала. Конструктор говорит: «Будет эта кукла работать, но на шее не длиннее метра». Тут режиссеру с ним не поспорить...

Основная проблема в Ставропольском кукольном театре — это катастрофическая нехватка средств. Уже не говоря о самом здании театра, о его мастерских, которые на протяжении многих лет являются немым укором властям, средств не хватает даже на материалы. «Бывает, идешь, смотришь, строители или связисты бросили моток проволоки — подобрал, пригодится», — рассказывает конструктор. Григорий Новиков-Днепров в свое время работал в разных театрах, многое повидал, приобрел опыт. Например, в Брянске, Перми заказывают всю механику на заводе, а в театральных мастерских уже только собирают «скелет» и наводят на него красоту. В театральной мастерской Ставропольского кукольного театра приходится все делать с нуля: здесь есть токарный, фрезерный станки, есть циркулярная пила, рубанки, наждаки, сверлильная установка — с помощью этих технических средств конструктор и создает виртуозные детали для кукол и декораций. И хотя инструменты не лучшего качества, да и не все, которые хотелось бы иметь, из-под рук конструктора выходят замечательные вещи. «Как говорил Левша, - смеется Григорий Юрьевич, — мы мелкоскопов по бедности не имеем, так у нас глаз пристрелян». 

Рождение куклы. Международный день кукольников

На самом деле работать с куклой, которая много чего умеет, невероятно сложно. Ведь все педальки, кнопочки, веревочки, на которые нужно нажать или за которые потянуть, располагаются, как правило, в гапите — палочке, которой управляет актер, и вся эта механика, попадая в руки актера, помогает сделать образ многогранным и удивительно живым. 

После того как скелет куклы готов, она уже умеет открывать рот и моргать, вертеть головой, она отправляется к бутафорам. В Ставропольском театре кукол их два — Елена Николаевна Будко и Вера Николаевна Воронина. Их задача - сделать куклу выразительной, яркой, красивой, и при этом такой, какой она изображена на эскизе художника. «Если эскиз хороший, интересный, то и работать интересно, — рассказывает Елена Николаевна. - Мы шьем, вышиваем, в каждую куклу вкладываем душу, а потом отдаем актерам, которые учат ее ходить, смеяться, плакать, совершать поступки». 

Если у конструктора в мастерской масса полезных приспособлений, инструментов, то у бутафоров они очень узнаваемые и самые простые: швейная машинка, ножницы, нитка с иголкой, клей, ткани. Из-под умелых талантливых рук в свет выходят уже готовые персонажи — каждый неповторим, у каждого свой характер и своя судьба. И, наконец, попадая в руки актеров, куклы оживают на сцене — на радость и удивление маленьких зрителей, которые вновь и вновь приходят на спектакли, поставленные благодаря таланту бутафоров, художников, режиссеров — всех, кто создает спектакль.