«Ручные» радары канут в Лету

Наталья Ардалина

«Ручные» радары канут в Лету
Число транспортных средств в крае уже совсем скоро достигнет миллиона, причем только за прошедший год автопарк Ставрополья увеличился на 55 тысяч автомобилей, да еще почти 40 тысяч молодых водителей получили права. При этом аварийность с их участием — среди самых высоких по России. О том, в каком направлении работает сегодня Госавтоинспекция, чтобы исправить ситуацию на дорогах, рассказал на пресс-конференции начальник управления ГИБДД по Ставропольскому краю Алексей Сафонов.
О причинах высокой аварийности с участием молодых водителей много говорить не нужно, понятно и так — они кроются в неудовлетворительном качестве обучения. Районные прокуратуры провели проверки работающих автошкол, по результатам которых вынесли несколько десятков предписаний на устранение нарушений. У ГИБДД сегодня нет такой функции, как проверка работы автошкол, но Алексей Сафонов отметил, что, со своей стороны, автоинспекция ужесточила правила приема экзаменов у молодых водителей: с первого раза экзамен сдает только каждый четвертый-пятый претендент на права. Ни одного факта взятки на экзаменах за год зафиксировано не было, однако два сотрудника подразделений РЭО уволены со службы за то, что продавали «блатные» номера, еще около 30 человек получили разного рода взыскания - от строгого выговора до неполного служебного соответствия, несколько из них переведены в другие подразделения.
К сожалению, аварийность в крае остается высокой. При этом, по словам Алексея Сафонова, каждой второй аварии сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия: отсутствие разметки, освещения, ограждения; ямы и выбоины на дороге. Поэтому одно из основных направлений работы ГИБДД сегодня — это ужесточение дорожного надзора. За прошедший год инспектора выдали восемь с половиной тысяч предписаний на устранение недостатков, а за их неисполнение наказано 654 руководителя. В результате работа хоть и с трудом, но сдвигается с места: дороги понемногу приводятся в порядок.
Немаловажную роль в статистике аварий играет техническое состояние автомобилей. После того как техосмотр был отдан из государственных в частные руки, количество ДТП по причине неисправности транспорта выросло в два раза. Ярчайший пример: авария в Нефтекумском районе, когда автомобиль, только месяц назад прошедший техосмотр, разбился потому, что у него оторвалось рулевое управление — оно было на скорую руку прикручено алюминиевой проволокой. В результате два погибших человека. Впрочем, ни для кого не секрет, что сегодня и вовсе страховку можно получить без талона техосмотра.
Свою «лепту» в количество аварий вносят и пьяные водители: так, в Новоселицком районе водитель, уже трижды пойманный в состоянии алкогольного опьянения за рулем, лишенный прав, дважды отсидевший по 15 суток, в очередной раз сел за руль в пьяном виде и сбил 6-летнюю девочку. Теперь на него заведено уголовное дело. Решение проблемы пьянства за рулем руководитель краевого управления ГИБДД видит только в ужесточении наказания: в частности, сейчас в Думе страны обсуждаются вполне здравые идеи о введении очень крупных штрафов и конфискации транспортного средства за вождение в пьяном виде.
Что касается штрафов, то только за последние полгода автоматические системы видеофиксации на дорогах края «насчитали» 46 млн рублей, которые должны выплатить нарушители. Кстати, с 1 ноября нынешнего года инспектора больше не смогут «ловить» водителей, используя ручной радар: вступит в силу норма, которая запрещает выявление нарушителей скоростного режима не автоматизированными системами. Впрочем, многие водители уже давно не видели приборов типа «Беркут» в руках инспекторов.
Вообще, автоматические системы в крае начали развиваться довольно активно: так, на границах края уже установлено 23 системы «Автоураган», ориентированные на розыск угнанных транспортных средств, и в нынешнем году планируется их пополнить. Новые видеокамеры с функцией фиксации скоростного режима планируется установить на важнейших развязках края.
Но в любом случае главным фактором на дороге остается дисциплина самих водителей: Правила дорожного движения — это буквально документ, написанный кровью. Их неисполнение может повлечь за собой самые страшные последствия.