С чего начинается космос

Нина Погребная

12 апреля в России празднуют День космонавтики. Именно эта дата стала началом космической истории человечества: 58 лет назад Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур»

Корреспондент «Вечернего Ставрополя» побывала в Самаре, чтобы познакомиться с Центром истории авиационных двигателей Самарского университета, ведь полеты в космос начинаются с разработок, позволяющих выйти за пределы атмосферы.

Зал с авиационными газотурбинными двигателями.
Зал с авиационными газотурбинными двигателями.

Самара встретила дождем и сильным ветром с Волги, набережная которой заметно преобразилась к чемпионату мира по футболу 2018 года. Университетский кампус несколько отдален от воды, хотя до исторического центра можно дойти пешком. Территория вуза довольно большая – так сразу и не поймешь, насколько, но забег под проливным дождем от одного из корпусов до Центра двигателей под порывами ветра не показался таким уж спринтерским.

Я присоединилась к группе германистов, которые как раз были там на экскурсии. Что можно сказать о сотрудниках Центра? Эти люди больны своим делом в самом хорошем смысле этого слова! Нам с огнем в глазах рассказывали, откуда привезли тот или иной экземпляр, как работают двигатели разных типов и кем были их создатели. Сначала зал с авиационными механизмами до- и послевоенного времени. Над каждым двигателем - его схема и история. Вот, например, восьмиметровая «начинка» немецкого «Юнкерса» JUMO-004 в разрезе, а рядом – информация о развитии авиационных газотурбинных двигателей в СССР на начальном этапе, которому очень способствовала трофейная техника. Принцип работы таких механизмов заключается в сжатии и нагревании газа, образуемого сгоранием топлива. Так, представленный JUMO-004 Ансельма Франца помог в разработке турбореактивного двигателя Владимира Климова РД-10. По соседству расположились турбовинтовые конструкции АИ-24 1961 года и чехословацкий WalterM601Eс многометровыми лопастями.

«Это крупнейшая в мире коллекция советских и российских газотурбинных двигателей, где сконцентрированная реализованная в металле передовая инженерная мысль является свидетельством выдающихся достижений России в одной из самых сложных наукоемких областей человеческой деятельности – аэрокосмическом двигателестроении»,

– говорится на сайте Центра истории авиационных двигателей.

Двигатели стоят так плотно, что можно подумать, что ты находишься не в университете, а в тайной лаборатории, что, впрочем, частично правда. Центр открыли для изучения специалистами и студентами истории создания, закономерностей развития двигателей, для их компьютерного моделирования и проектных разработок. Центр истории авиационных двигателей первым в России издал учебное пособие-справочник газотурбинных двигателей.

Ракетные двигатели различных типов.
Ракетные двигатели различных типов.

Но сказать восторженное «ах!» нам,  посетителям, не имеющим отношения к инженерии, еще только предстояло. В следующем огромном помещении выставлены напоказ настоящие ракетные двигатели.

Первым делом мне показали жидкостный ракетный двигатель, добавив, что на первых этапах развития ракетостроения было очень много желающих работать именно с таким типом устройств. На мой вопрос: «Почему?» директор Центра Владимир Зрелов ответил рассказом о строении и принципах работы машин на примере двигателя РД-100 (8Д51) с весьма неожиданным завершением:

Жидкостные ракетные двигатели.
Жидкостные ракетные двигатели.

- Раньше такие двигатели работали на 75-процентном этиловом спирте, поэтому этого вещества рядом с ними всегда было много и, как следствие, желающих работать тоже. Помимо профессиональных интересов, спирт был сильной дополнительной мотивацией к учебе у студентов, ведь к работе с двигателями допускали только лучших.

Представленный экспонат создала группа конструктора Валентина Глушко в 1948 году как отечественную версию двигателя первой в мире баллистической ракеты V-2, разработанной в 1938 - 1943 годах под руководством Вернера фон Брауна в Германии.

Размеры окружающих меня устройств были колоссальными. Сложно даже вообразить, какую мощь имеют механизмы, но еще сложнее представить, как человеческий разум смог изобрести такое, понять, как совместить законы физики и химические элементы таким образом, чтобы достичь желаемого результата – выхода человечества в Космос.

В конце экскурсии сотрудники Центра продемонстрировали работу турбореактивных двигателей. Размеры форсажной камеры (камеры сгорания) были в диаметре больше среднего человеческого роста! А когда в нее под давлением подали газ, я вздрогнула. Шум был такой, как будто все происходило на аэродроме! Сопло ракетного двигателя – устройство, предназначенное для передачи двигателю части кинетической энергии, – сжималось и разжималось. Так, если сопло сжато совсем немного, это обеспечивает сверхзвуковое течение газов – машина летит на сверхзвуковой скорости. Такое не показывают в кинохронике. Мы видим в основном только оболочку, под которой скрывается самое ценное – то, с чего начинается сама идея полетов в Космос. Именно благодаря созданию таких невообразимо сложных двигателей, устройство которых тяжело описать понятным каждому языком, храбрый летчик и первый в мире космонавт Юрий Гагарин смог написать по возвращении на Землю: «Я увидел, как прекрасна наша планета!».

Фото Центра истории авиационных двигателей Самарского университета.

ракетостроение, День космонавтики