С горячим сарматским приветом!

.

 Конкурс «Сувенир Ставрополья» идёт полным ходом. У каждого участника свои представления о том, каким должен быть уникальный, узнаваемый во всём мире образ нашей земли. И если многие пока ещё дорабатывают заявки, в студии керамики ART&FACT уже есть и концепция, и набор весьма необычных сувениров.

Анна Багдасарова и Катерина Ли вынашивали эту идею дольше года. Всё началось с простого разговора на веранде, когда художницы решили: у Ставрополья нет своего узнаваемого лица, и эту ошибку надо исправить. Они понимали, что простой подход «придумать что-нибудь этакое» не сработает. Нужна объединяющая, концептуальная идея, универсальный художественный язык, которым можно рассказывать всю историю региона – от доисторического прошлого до настоящего и будущего.

Так родились «Легенды Сарматского моря». Кому-то подобное название может показаться легкомысленной игрой, ведь само море плескалось на нашей территории за многие миллионы лет до появления человека как вида. Но для Анны и Катерины — это отправная точка их творческого поиска. При этом они выстраивают свою работу на твёрдой научной основе. Все их изыскания интерпретируют и домысливают исторические факты, но никак не противоречат им.

Фактов и особенно артефактов, надо сказать, не так много. Ставрополье расположено на перекрестье многих торговых путей – тут название «Град Креста» весьма точно описывает одну из главных особенностей нашей земли. Археологи находят материальные свидетельства греческой, китайской, множества северных и южных культур. Но что-то своё, доморощенное, найти крайне сложно. Это связано и с образом жизни большинства проживавших здесь народов: кочевники привыкли к мобильности и не обременяли себя лишним грузом.

Но это не значит, что у них не было своей культуры и особого миропонимания. Художницы ссылаются на работы доктора исторических наук Юрия Прокопенко, который пишет, что у скифо-сарматских племён был культ, очень схожий с ираноязычными культами Солнца, который потом слился в культ Солнца и Огня. В его рамках была распространена теория зарождения Вселенной из космического яйца. Так и родился один из самых известных «артефактов», созданных в студии: тотем из обожжённой глины, украшенный интуитивно понятным орнаментом. На нём изображены природные стихии, объединённые общей идеей плодородия. Земля, вода, огонь, воздух, смена времён года, стремление к изобилию и счастью – всё это окружало людей испокон веков и будет сопровождать нас всегда.

Основываясь на этих общих идеях, можно описывать всё, даже образ доисторического Сарматского моря и ныне вымерших животных, которые жили здесь когда-то. Или же, напротив, более поздние периоды, связанные с христианством или современностью.

К примеру, сувенирная тарелка, на которой изображён Ставрополь. Немного гипертрофированный холм, на вершине которого стоят Ангел-Хранитель с крестом, Казанский собор и Тифлисские ворота – главные достопримечательности нашего города. А чуть ниже – утопающие в деревьях частные дома. А стоит этот холм, щедро освещаемый солнцем и продуваемый ветрами, посреди легко узнаваемого в орнаменте степного Сарматского моря.

Так в одной стилизованной картинке появляются глубина, совершенно особые чувства, которые могут быть связаны только с одним местом на нашей планете.

- Мы стараемся, чтобы человек, живущий здесь, сказал: «Да это же Ставрополь!». Вот наша возвышенность, основные символы города — они уже узнаваемы. Задача любого сувенира, участвующего в конкурсе, именно в этом: человек говорит: «Это Ставрополь, и я его люблю!». Вот и всё, чего мы хотим, - отмечает Анна Багдасарова.

Через этот универсальный язык можно выразить любую идею, любой образ. В том числе и знаменитого на весь мир южного слона, который, конечно, тоже жил здесь задолго до появления людей, но воплощается в стилизованных статуэтках, будто бы созданных нашими предками. Причём всё это не смотрится как историческая подделка – просто свой узнаваемый ставропольский стиль.

- Обычно формирование ремёсел — это очень долгий процесс. На основе тысячелетнего опыта воспроизведения каких-то культурных образцов возникал стиль, - рассказывает Катерина Ли.

Многие поколения мастеров наследуют традиции своих предшественников, оттачивают навыки, осваивают опыт соседей и постепенно создают нечто уникальное и узнаваемое. Иногда упор делается на технологии производства, иногда – на стилистику оформления, но в итоге получаются такие известные каждому бренды, как богемское стекло, тульский пряник, хохлома, японская живопись, оренбургский платок и так далее.

Но то, что сейчас происходит с поиском ставропольского узнаваемого всеми стиля, развивается куда более стремительно. Ещё недавно не было ничего, теперь же команды художников ищут свои идеи, а руководство края организовало специальный конкурс, в рамках которого лучшие из них получат возможность стать лицом нашего края. Вполне вероятно, что «Легенды Сарматского моря» могут со временем стать чем-то подобным. По словам Анны и Катерины, осознание того, что это востребовано, что совершенно разные люди думают об одном и том же, очень помогает в работе.

Ярослав Иванов.

Фото Анны Багдасаровой.

 

Конкурс «Сувенир Ставрополья», «Легенды Сарматского моря»