С почтой по жизни

Лариса Ракитянская
С почтой по жизни
Завтра День российской почты. Профессиональный праздник отмечают работники одного

из крупнейших государственных предприятий страны:

по данным Всемирного банка, почтовая связь является самым широкодоступным средством общения

в мире. От работы почты во многом зависит политическая

и экономическая целостность Российской Федерации,

и это не высокие слова - реальность.

В канун праздника корреспондент "Вечерки" встретился с директором Управления Федеральной почтовой связи Ставропольского края Сергеем МУРАТОВЫМ. УФПС Ставрополья является филиалом Федерального государственного предприятия "Почта России", и в нашем крае за последние годы оно не только не потеряло своих позиций, но и перешло на новый уровень работы с клиентами.

- Сергей Анатольевич, недавно "Вечерка" опубликовала интервью с Вами. Вы говорили о новых услугах почтовой связи. Но сегодня разговор праздничный, значит, речь о достижениях уместна.

- Да. Все помнят, что в начале 90-х годов началось реформирование нашей отрасли. Произошло разделение государственной почты и телекоммуникационных предприятий. Организации федеральной почтовой связи получили хозяйственную и коммерческую самостоятельность, объединившись в рамках ФГУП "Почта России". Это дало нам финансовую свободу, что, согласитесь, самое главное. Темпы роста наших доходов в 2004 году в сравнении с 2003-м составили 17 процентов; за 2004 год УФПС Ставропольского края получено выручки от реализации услуг на сумму 453054 тысячи рублей. Наиболее быстрыми темпами развивались высокотехнологичные услуги. Проекты "КиберДеньги", "КиберПочт@" и "КиберПлат" дали нам статус надежного, доступного в любой точке страны предприятия. Судите сами: в городе показатель доступности - 15 тысяч человек на одно почтовое отделение, на селе - 1,3 тысячи. Значит, услугами почты может воспользоваться каждый. Мы энергично завоевываем перспективные сегменты рынка - электронные денежные переводы, выплату и доставку пенсий, прием коммунальных платежей, оплату услуг сотовой связи, торговлю товарами народного потребления. Ведь большинство отделений почтовой связи находятся в сельской местности (422 из 598), там они - настоящие торговые и культурные центры. Так что теперь мы можем предложить сельским жителям широкий выбор промышленных товаров - начиная от мелочей и заканчивая дорогой бытовой техникой. Большим спросом пользуются фотоуслуги: в любом отделении можно приобрести товары "Кодак" и отдать в печать фотопленку. Можно оформить добровольное страхование, оплатить услуги "автогражданки", счета за газ, свет, телефон. В нашем крае действует 84 пункта приема электронных переводов, оборудованных современной техникой и обслуживаемых подготовленными специалистами. К концу этого года число таких пунктов достигнет 228, что составит почти половину всех почтовых отделений связи края.

- Сергей Анатольевич, клиент и оператор почтовой связи общаются через стойку, но в любом случае этот контакт живой. А кто остается "за кадром" почтового отделения?

- Водители, сортировщики. Но все они - настоящие патриоты отрасли, несмотря на не такие уж большие заработки. Но Почта России - стабильное, развивающееся предприятие, у нас социальные гарантии работников - главная задача каждого дня. И профсоюзы тут играют не последнюю роль. Сейчас именно по их инициативе на 10 процентов повышается зарплата, а в этом году стоит задача ее увеличения не менее чем на 19 процентов. На федеральном уровне уже разработан соответствующий проект совершенствования системы оплаты труда. Она ориентирована на повышение заинтересованности каждого работника, на снижение трудозатрат - в том числе за счет внедрения современных методов и технологий. Изменится система морального поощрения и денежного вознаграждения. Но останутся и прежние гарантии.

- В каждом деле есть свои опасности. Почтовики в начале XXI века реально столкнулись с угрозой террористов, которые умудрились в конвертах и бандеролях даже инфекционные болезни распространять. Как защищены сотрудники почты от подобных попыток?

- Поверьте, для этого немало делается, и средств мы тут не жалеем. Есть особые (секретные!) методики, соответствующая техника, проводятся мероприятия со специалистами ФСБ. Наши граждане надежно защищены.

- Почта переживает бум внедрения технических и технологических новшеств. Техника, конечно, хороший помощник в любом деле. А вот как совладать с "человеческим фактором", ведь под Вашим началом работают в основном женщины. От их настроения зависят и выручка, и прибыль каждого дня. Входит ли в их должностные обязанности "приклеивать" улыбку для каждого клиента?

- Женский коллектив - счастье для любого руководителя. Это дисциплина, ответственность, спокойствие. И улыбка очень важна! Вот пример. Очередь в почтовом отделении - уже почти пережиток прошлого. И если раньше мы говорили: какой был тяжелый день, так много народу обслужили, то теперь клиенту радуемся: раз много - значит, и прибыль есть, и день хороший выдался. Так что вежливость и умение общаться - составная часть нашей работы, и об этом мы говорим буквально на каждой планерке - на любом уровне. Уже получается, и могу даже похвастаться: за весь год у нас нет ни одной жалобы! А повышать профессиональный уровень сотрудников приходится, чтобы идти в ногу со временем: только в первом полугодии текущего года около 600 наших сотрудников прошли обучение в кратко-

срочных семинарах, курсах повышения квалификации.

- Нехватка кадров - с этой проблемой Вам приходится сталкиваться?

- Да. Но в последнее время текучесть кадров у нас заметно снизилась. На селе этой проблемы практически нет, а вот в городах по-прежнему ощущается нехватка грамотных операторов почтовой связи. И все же люди к нам идут, ведь они знают, что наш филиал не имеет задолженности по зарплате, а это - немаловажный фактор.

- Какие перемены ожидают потребителей услуг почтовой связи в ближайшие год-два?

- Вы их можете заметить уже сейчас: почтовые отделения меняются - мы внедряем единообразие, имиджевые новшества. Наш цвет - сине-белый. Это и детали одежды, и дизайнерские решения в оформлении помещений. Форменная одежда - сумки, поясные ремни, куртки, сезонная обувь - тоже забота о сотрудниках.

- И велосипед у сельского Печкина, оборудованный по последнему слову?

- Идея "Вечерки", считайте, принята на вооружение! Тем более что в той же Финляндии велосипеды у почтальонов снабжены специальными корзинами для перевозки почты. Почему бы и нам не взять этот опыт на вооружение? Умельцы и средства найдутся!

- Почта несет не только социальную, но и культурную функцию. Я имею в виду те заметные акции, которые были и остаются популярными в народе - "Недели письма", читательские конференции, работа с подписчиками. Знаю, что многие из них превращаются в настоящие праздники: смотришь, и концерт, и викторина, и конкурс прямо на почте проходят. Кто организует все это прямое общение с людьми, трудно ли "идти в народ", и вообще - насколько это необходимо?

- Да, в рамках ФГУП "Почта России" постоянно проводятся разные конкурсы: "Лучший урок письма", ориентированный на возрождение эпистолярного жанра, "Почтовая марка Деда Мороза", филателистический конкурс, фотоконкурс и профессиональные состязания: "Мисс почта", "Последняя миля", "Лучший почтальон", "Лучшее отделение почтовой связи", "Лучший оператор" и другие. Для этого нам вовсе не нужно "идти в народ" - мы и так вместе. А вот праздники и конкурсы - это настроение каждого дня, показатель "нескучности" жизни.

- Сергей Анатольевич, в 2003 году Вы стали руководителем. Кто помог Вам сориентироваться в новом деле, чьи советы и наказы Вы вспоминаете с благодарностью?

- Всех моих коллег! Но особо - Савченко Николая Федоровича, ныне советника генерального директора ФГУП по Южному федеральному округу, Панаэтова Константина Савельевича, бывшего начальника Ессентукского почтамта... А вообще все работники в отрасли - люди необычайно преданные делу, добросовестные, высокопрофессиональные. И я благодарен каждому за их труд, а потому в день профессионального праздника хотел бы пожелать той же неиссякаемой энергии, того же оптимизма и целеустремленности, которые отличали и отличают почтовиков.