Сам не «ам» и другим не дам...

Падение у учащихся интереса к учебе на их языке означает: не тому нас учите, а склонность школьников к негативу - не так воспитываете. Как же отвечают чиновники в системе образования на этот «вызов» учеников?

Не секрет, что на данный момент школа не имеет научно обоснованной организации образовательной среды, формирующей экономическую культуру и экономическое мышление школьника, хотя определенные теоретические предпосылки для этого имеются. И все же работники образования, учительская общественность на сегодня имеют слабое представление о производственной и экономической сфере, социальной среде, хотя владеют очень высоким образовательным уровнем. Традиционное содержание учебно-воспитательной работы в школе не обеспечивает становление экономической культуры и экономического мышления личности школьника. Образовательная среда, адекватно отражающая современные рыночные тенденции и способствующая формированию экономического мышления школьника, осталась вне поля внимания разработчиков школьных стандартов нового поколения. Таким образом, возникло резкое противоречие между потребностью общества в необходимости готовить учащихся к условиям рыночных отношений с развитым экономическим мышлением и отсутствием соответствующих научных разработок (стандартов) и практической базы, основу которой должны составлять учебные ученические производственные комплексы.

Другая тема - профилактика злоупотребления наркотическими веществами среди детей и молодежи. Она по-прежнему сопряжена со многими трудностями. Органы управления образования и образовательные учреждения испытывают недостаток необходимой информации, финансовых и кадровых ресурсов для организации необходимой профилактической работы. Между тем в профилактике и борьбе с болезнями поведения необходим решительный поворот от проведения отдельных мероприятий разъяснительного характера к систематической работе среди детей и молодежи. Необходимо принятие комплекса мер, включающих в себя половое воспитание подростков и молодежи, медицинские знания в области болезней поведения. В общее противостояние с таким социальным недугом, как болезни поведения, вовлечены семья, образование, здравоохранение, правоохранительные органы. Каждая из этих структур выполняет свои задачи. Причем отношение общества к проблеме болезней поведения крайне неоднозначно. Например, родители считают, что этой проблемой должно заниматься образование, медицинские и правоохранительные учреждения; учителя видят в проблеме нарушение социальной среды, а потому ведущую роль отводят медицинским учреждениям и правоохранительным органам; врачи считают болезни поведения заболеванием, и их прямая задача – лечить, критикуя школу, семью, органы правопорядка. А правоохранительные органы считают, что их главная задача - воспрепятствовать незаконному обороту наркотиков, отводя при этом первопричины болезней поведения на недостаточную работу семьи и школы. Каждый из них может помочь общей беде лишь частично, что в конечном счете приводит к перенесению ответственности друг на друга и отстранению от решения главной проблемы.

Что мы предлагаем и какова функциональная роль школы в этом заколдованном круге? Необходимо создать при министерстве образования СК научно-консультативный центр (лабораторию) развития медицинской, экономической, межэтнической культуры школьников и профилактики негативных явлений в обществе. Это даст учителям края ориентир для разработки соответствующих программ. Однако чиновники отвечают нам «НЕТ», потому что, мол, многое делается. Возникает вопрос: не могут или не хотят? Думаю, не хотят. А между тем в нашем крае немало диаспор, которые могли внести свой вклад, но с их мнениями стараются не считаться. Невольно возникают мысли, что в систему образования проникли специалисты, оплачиваемые Западом, для развала ее до конца.

Ш. Музенитов, директор Ставропольского русско-греческого центра развития медицинской, экономической, межэтнической культуры школьников и студентов, профилактики негативных явлений в обществе. (Получено по электронной почте. — Л. Р.)