Самоконтроль как составляющая бизнеса

Наталья Ардалина

Самоконтроль как составляющая бизнеса

Всего несколько лет назад предприниматели не могли спокойно работать из-за обилия контролирующих органов и бесконечных проверок — то одно ведомство придет, то второе, то третье, а тут опять первое «нарисовалось». Жалобы малого бизнеса оказались услышаны, и государство постаралось создать для него более приемлемые условия работы. Так, сегодня законодательство ограничивает количество возможных контрольных мероприятий, разрешая проводить проверки не чаще одного раза в три года. Но, принимая такие законы, государство рассчитывало на благодарную реакцию от предпринимателей и повышение уровня их ответственности. К сожалению, получили мы совсем не то, на что рассчитывали: просроченные товары в магазинах, антисанитарные условия в подсобках, грубость продавцов - наверняка с подобным сталкивался каждый. О том, как изменить сложившуюся ситуацию к лучшему, говорили на «круглом столе» по проблемам саморегулирования в торговле в Ставропольском краевом совете предпринимателей.

Для обсуждения проблемы собрались представители и бизнеса, и власти. Председатель краевого Совета предпринимателей Сергей Харитонов отметил, что в европейских странах, например, система контроля торговли складывается из трех составляющих: государственный контроль, который, кстати, занимает не самое большое место, общественный контроль — то есть сами покупатели, а главный гарант качества как товара, так и обслуживания — это сообщество добросовестных предпринимателей.
На Ставрополье в прошедшем году была сделана попытка создать центр саморегулирования и самоконтроля, причем вполне успешная, был принят на работу санитарный инспектор, который давал рекомендации, а не штрафовал предпринимателей. Действительно, у малого бизнеса, возможно, нет необходимости держать на постоянной работе санитарного врача, товароведа, но необходимость в их услугах время от времени возникает, и здесь на помощь приходил ЦСС. Однако исключительно на общественных началах специалисты, конечно, работать не могут. Поэтому вопрос о создании подобной структуры сегодня встал в полный рост. Кстати, далеко не все чиновники понимают, для чего самим предпринимателям лишний «контролер», этакое самобичевание получается. На самом деле, недобросовестный продавец портит имидж не только себе, но и остальным, работающим в той же сфере, и его проще приструнить, не доводя дело до более серьезных последствий.

Сергей Харитонов привел простой пример: при строительстве одного из сетевых продуктовых магазинов на первом этаже жилого дома шум не прекращался даже ночью. Проблема была решена в течение одного дня: просто разговором с руководством компании. Теперь представьте, что эта же компания не входит в объединение добросовестных предпринимателей. Тогда информация направляется в прокуратуру, Роспотребнадзор, на место выезжают специалисты, скорее всего, не в этот же день, потом готовятся документы и обоснования, возможно, возбуждается дело об административном правонарушении... В общем, к тому времени, когда будет готово постановление, стройка уже закончится.
Получается, что контролирующим органам не хватает ресурса для полноценного контроля за бизнесом. Об этом заявляет и главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Результат смягчения законодательства в части проверок налицо: сегодня около 40% товаров и услуг не соответствует техническому регламенту. Рейды СКОО СЗПП «Общественный контроль» на те же ставропольские рынки регулярно выявляют массу нарушений, информация передается в Роспотребнадзор, но результатов пока не видно.
Саморегулируемая организация может стать выходом из ситуации. Но, опять же, предприниматели должны подойти к этому хорошо подготовленными. Подобные структуры вполне успешно действуют у арбитражных управляющих, аудиторов, оценщиков: если работа будет выполнена некачественно, с нарушениями, такого специалиста просто исключат из организации, и ему придется зарабатывать себе на хлеб другим видом деятельности. А вот строители, которых в жесткой форме заставили создать СРО, были к этому не вполне готовы, отдельные компании не смогли собрать крупный вступительный взнос, который является страховкой на случай непредвиденных обстоятельств. Зато теперь строители несут всю полноту ответственности и за качество зданий, и за дольщиков, вложивших свои средства.
Система саморегулирования и самоконтроля уже на первом этапе своей деятельности способна выявить добросовестных и не очень предпринимателей. И, кстати, в более мелких масштабах — не всего города, а одной сферы или даже одного предприятия, она уже успешно работает. Хорошим примером может стать молочный комбинат «Ставропольский» или Ставропольский союз рестораторов. Как рассказал заместитель председателя этой общественной организации Алан Мисиков, при возникновении претензий к какому-либо из членов Союза тот стремится сделать все возможное, чтобы заведение не было исключено из списков добропорядочных.
Кстати, в Германии саморегулируемая торговая организация очень активно перенимала опыт... царской России. Чтобы принять купца в первую гильдию, учитывалась масса факторов: качество продукта, честность сделок, минимальность торговых наценок, количество нареканий от покупателей, меценатство. И в то же время гильдия была мощным инструментом для отстаивания собственных прав. К сожалению, всегда среди проверяющих находились люди, которым порядок в торговле не нужен. Чем больше бардака, тем лучше, но на бумаге волшебным образом все получается «тип-топ». А есть другие, которые получили установку без протокола не уходить, вот и выискивают нарушения на ровном месте. И в том и в другом случае страдаем мы — покупатели.
Сергей Харитонов рассказал, что вопрос поднимался на встрече с главой администрации Ставрополя Андреем Джатдоевым, который отметил, что городской центр саморегулирования и самоконтроля создаст условия для наведения порядка на потребительском рынке, борьбы с теневым бизнесом и недобросовестной конкуренцией. Чем больше в Ставрополе будет ответственных предпринимателей, достойных звания «купца первой гильдии», тем лучше станет потребителям, то есть нам с вами.