Сборы КСС. Март 1990 года

Александр Плотников

07.04.1990. Сегодня намечался свободный день, таким он и выходит. Смирнов берёт на стену только четверых. Я избавляю его от общества Серёги, потащив его к местечку с тремя башнями,под названием Эльдепхарой.

Маленький рыбачок
Александр ПлотниковМаленький рыбачок

С нами отправляется один Олег, он тащит рюкзачок с фотоаппаратурой, а я тащу Серёгу. Серёга по пути раза три падает, отказываясь идти дальше и норовя залезть кому-нибудь на шею. Но Смирнов предупредил, чтобы мы вели его только своим ходом. Нам удаётся его уговорить, и, смею заверить, на практике это очень непросто.

Ущелье мало отличается от того, что мы видели раньше, но есть хорошая тропа, где можно идти и с рюкзаком. В общем, с мелкими перипетиями мы доходим туда за два с половиной часа.

Из-под скалы, на которой построены башни, видим слева белую вершину, освещённую солнцем, с тёмной тучей над ней и оттого ещё более блистательную.

Древний Эльдепхарой
Александр ПлотниковДревний Эльдепхарой

Эльдепхарой отдалённо напоминает Вовнушки, он стоит на высокой, но массивной скале, переходящей в склон горы. Башни расположены одна за другой и вблизи снять их все три с выгодной позиции оказалось невозможно.

Несомненно, всё достойное и не очень мы фиксируем на различные плёнки фотоаппаратов. Мы взяли с собой все фотоаппараты друзей и кинокамеру, и почти всё снимается мной.

Серёга по пути катается на лошади охотников, и это попадает в мой фильм.

Вершина Тебулосского хребта
Александр ПлотниковВершина Тебулосского хребта

Каким этот фильм будет, пока неизвестно, остаётся только доснять цветную плёнку. Плёнку я планирую на обратную дорогу, батарейки пришлось поменять, потому что даже японская «ташиба» оказалась мелкого пошиба. Всё это завтра, а сегодня я гружу Серёгу на себя, и по хорошо набитой тропе мы вползаем наверх. Там мы осматриваем всё, что можно, выпиваем банку сгущёнки без сахара, снимаемся, причём Серёга, под моим руководством, фотографирует меня «Зенитом».

Малыш он сообразительный, но жутко капризный и переменчивый в настроениях.

Под скалой, на которой стоят башни, слева (по течению) в Чанты-Аргун впадает приток Бара, по которому через пару перевалов можно выйти в Таргим или, не доходя, свернуть вправо на Галанчож. Моя коллекция пополняется «тремя башнями», название их, Эльдепхарой, много лет спустя я нахожу в интернете.

Серёга Смирнов
Александр ПлотниковСерёга Смирнов

Полюбовавшись окрестными видами, мы спешим вниз. Серёга, как только мы спускаемся и переходим через ручей, в очередной раз отказывается идти. Я прохожу метров пятьдесят вперёд и сажусь возле тропы. Серёга обходит меня кругом и бежит по тропе. Меня догоняют два парня из соседнего отделения, «Барыкин», или просто Коля, сажает Серёгу на шею. Серёга едет крайне довольный, но через полчаса ему предлагают сменить лошадку и он перебирается на Сашкину шею. Сашка уходит с ним вперёд, мы с Колей идём, не торопясь, и беседуем. Олег – наш гордый индеец, встретивший нас на одном из поворотов, отстаёт. Догнав Сашку и пройдя с ним некоторое расстояние, мы сгружаем с него Серёгу и заставляем его идти своими ногами. Иногда он капризничает, но топает сносно. К трём часам мы подходим к костру в лагере. Серёга кидается на отца, тот жмурится и кривится от счастья встречи, а Серёга переключается на других.

Дождавшись обеда и покончив с ним, я, прихватив Серёгу, с Димкой и Вальком поднимаемся по Кериго, где в заводях наши друзья ловят рыбу. По пути видим двухдневного жеребёнка, родившегося недалеко от лагеря и стоявшего на неокрепших длинных ногах. Он уже делает неуверенные шаги в направлении матери, в надежде на кормёжку.

Я и пёс Аргун
Александр ПлотниковЯ и пёс Аргун

Найдя рыбаков, я сажусь на камень, а Серёга норовит отнять у кого-нибудь удочку, чтобы ловить рыбу.

У ребят ничего не клюёт, и только Олег-индеец вытаскивает одну форель. Сказать тут нечего, индеец парень со стажем, в этих делах дока, рыбы прыгают на крючок, только заметив над водой блеск его прозрачных стёкол.

Назад Серёга идёт, почти не просясь на шею, только привычно цепляясь за мою руку. Пёс Аргун опять бегает с нами, и Серёга признаёт в нём равного. Аргун – собака с интеллектуальными склонностями, он никогда не гавкает, не скулит и вообще не издаёт никаких звуков.

Внутри башни
Александр ПлотниковВнутри башни

У меня такое ощущение, что он изучает русский язык! Всё время бегает, что-то ищет и сопровождает нас во всех ходках.

Только перед лагерем Серёга начинает тормозить, но я ухожу вперёд, сажусь на «стульчик» за скалой и жду его появления. Он подходит, тут же залезает на камень, сползает по нему в мою сторону. Мы с ним друг другу улыбаемся и приходим в недалёкий лагерь. Серёга опять идёт нарасхват, а я в палатке занимаюсь своим фотохозяйством. Перематываю заново к кассете цветную киноплёнку, которую камера промотала впустую.

На улице полная луна. Освещена поляна, берёзы на ней, палатки, накрытые полиэтиленом. Сейчас собрались все вместе, жарят рыбу, варят чай, а вездесущий Серёга, наскакавшись по ним вдоволь, сидит на моём колене. Смирнов тоже здесь и пора мне вступать в разговор.

Индеец — «Прозрачные стёкла»
Александр ПлотниковИндеец — «Прозрачные стёкла»

08.04.1990. Последний день. Природа провожает нас прекрасной погодой. Осталось только позавтракать, собрать вещи и дождаться машины.

Приходит машина, мы грузимся в кузов. Пёс Аргун, до того очень оживлённый, лежит рядом и ни на что не реагирует. Похоже, он к нам привык и не хочет расставаться. В Шатое ждём автобус, смотрим на сияющую вершину, укрытую свежим снегом, и предвкушаем новые восхождения, ведь сезон только начался. Я снимаю всё на цветную киноплёнку, мужики играют на гитаре и поют песни. Звука в кино не будет, и мы уже никогда этих песен не услышим. Воздух пронзительно чистый, и даже не хочется уезжать. Немного жаль, но нужно домой, впереди ещё Гвелети, там будет интереснее.