Седина в бороду, а бес в ребро

Василий Скакун

Любого человека, прежде чем принять на работу либо перед тем как ему стать членом какого-либо сообщества, преступного в том числе, непременно проверяют либо на пригодность, если речь идет о наличии профессиональных качеств, либо на преданность, если это касаемо какого-либо сообщества, а в уголовном мире проверяют кровью преступления, чтобы ты уже не смог «отмазаться» от совершаемых правонарушений. И если человек с достоинством преодолел все препятствия-затруднения, то ему могут доверять вначале какие-нибудь простые задания, а затем, справившись с ними, каждый может стать достойным специалистом выбранного направления.

Однако каждый из нас, кто хоть в малой степени задумывается о принципах построения и организации жизни человеческой, не может не обратить внимания на существование неких сил, постоянно организующих строгие проверки черт нашего характера. И, что парадоксально, эти немые посылы не прекращаются никогда: вне зависимости от возраста, занимаемой должности, наработанного опыта и прочих свойств положительного оттенка. И в этой связи появляется такое стойкое предположение, переходящее в уверенность, что в каждого из нас изначально вложено постоянно готовое к действию некое количество отрицательных свойств. Кто-то и зачем-то подвергает нашу жизнь и нашу силу воли испытаниям на прочность, и этот кто-то, постоянно наблюдая за нами (за нашими бытовыми действиями), в любом удобном для него случае пытается спровоцировать нас на свершение недостойных поступков.

Особенно это касается тех разновидностей пороков, которые когда-либо были использованы в наших жизнях. И даже если после этого прошли годы и десятилетия, все равно при появлении в поле зрения соответствующего раздражителя память этого, казалось бы, забытого искушения непременно дает о себе знать, как бы говоря нам: «Я всегда к твоим услугам». Как разобраться в подобных тонкостях психологии человека, а вернее, в духовно-нравственных составляющих наших жизней?
Например, люди, ранее пившие запоями (попросту, алкоголики) и теперь с помощью специальных духовных методик сумевшие «завязать» как бы напрочь с этой страшной болезнью, выражающейся в безудержном пристрастии к спиртному, признаются, что их, теперь уже многолетняя, практика трезвости, к которой они шли через серьезные испытания и страдания, может закончиться в одночасье после первой же принятой рюмки алкоголя. То есть сама возможность провокации присутствует постоянно и постоянно готова возобновить свои действия, ей нужен только первый и маленький срыв, маленькое предательство, и все годы наполненного успеха тут же превращаются в ничто.

И подобные возможности срывов присутствуют в любых проявлениях порочных качеств: гордыни, зависти, вожделения, воровства, жадности, не говоря уже о наркомании и иже с ними. Почему у всего этого негатива такая стабильная настойчивость (ведь это так на самом деле) и неудержимое желание испортить нам жизнь? Откуда все это, почему так и есть ли способы борьбы и окончательной победы?

Во всех мировых религиях подобные функции относят к действиям сил зла, называя их бесами, сатаной или дьяволом, или еще как-нибудь. Но дело, конечно, не в названиях, а в тех действиях и настойчивости, которыми наделены эти силы. А почему бы нам с помощью интуитивно-логических размышлений не попытаться разобраться (хотя бы в первом приближении) в сути вопроса.

Какой замысел предполагал Создатель, формируя человека с таким обилием отрицательных свойств, при этом наделив их подобной активностью? Нет необходимости так долго искать ответ, он ясен – чтобы, сознательно отказываясь от их услуг, развивать силы противодействия, то есть силы со знаком плюс, увеличивая их работоспособность, способствующую формированию человека, строящего жизнь на основе разума, – это силы духа или души (т. к. физиологичность качеств со знаком минус реализуется через наши тела).

Но не менее важно, на наш взгляд, разобраться и в причинах возникновения посылов положительного или отрицательного толка. И мы тут не можем не прийти к единственно верному определению, что любые страсти, пороки и желания зарождаются в наших мыслях. Человек устроен таким образом, что любое мало-мальское намерение, осуществляемое телом, это следствие, причиной которого являются наши мысли. То есть, прежде чем человеку делать добро или зло (то есть совершать конкретные дела), подобные поступки должны быть санкционированы на уровне мыслительных операций. Еще древние предупреждали: «Будь осторожен с мыслями, они способны к воплощению». И это так на самом деле.

Почему, например, мужской взгляд, обозревая проходящих женщин, тут же без всяких команд и побуждений выбирает, по его мнению, наиболее достойных, а затем сразу переводит взор на глаза дамы, то есть как она реагирует на тебя. Наверное, поэтому женщины, зная об этом, и открывают значимые части своего тела. А поговорка о седине в бороду и бесе в ребро о том, что примерно к сорока годам, когда первая седина пробивает себе дорогу к старости, в семье уже, как правило, дети стали на крепкие ноги и спала ответственность за их воспитание, и некоторые из нас полагают, ну почему бы не подрасслабиться (тем более что и большинство вокруг ведут себя так же). А что касаемо беса, так он тут как тут, он никуда от нас и не прятался. Теперь ему просто дали «добро». И параллельно с получаемыми удовольствиями тут же возрастают проблемы, ведь за все надо платить.

Рассуждая логически, можно утверждать, что в связи с тем, что наличием подобных раздражителей отрицательного толка не обделен ни один человек, живущий (и живший, естественно) на этой планете, значит, подобное свойство, во-первых, является неким специфическим компонентом, специально внедренным в психическую составляющую каждого индивидуума. Во-вторых, и это главное – нам надо ответить на самый важный вопрос: а зачем это было сделано при создании модели нomo sapiens - человека разумного, являя собой некую составную часть программы по формированию человека как личности? «Через тернии - к звездам» - это как раз о том, о чем и рассуждаем мы, – через трудности и препятствия, которыми являются пороки и искушения, к основам понимания жизнеустройства.

В чем беда всех нас? В том, что нам не хватает знаний, нам не хватает понимания, зачем эти пороки созданы, и мы, не утруждая себя размышлениями, просто берем и пользуемся всем тем арсеналом, который непременно испортит наши жизни. Это сравнимо с тем, если бы человек таскал из костра горящие головешки и бросал бы их на камышовую крышу своего дома, не задумываясь о возможных последствиях. В чем кажущаяся простота всех этих пристрастий, посредством которых человек получает удовольствие? В том, что они прожорливо тренируемы, постоянно требуя для себя все больших и больших порций получаемых искушений, не зная границ допустимого. Их деятельность не контролируема со стороны органов жизнеобеспечения, ведь мы наслышаны о печальных случаях передозировки наркотиков или алкоголя, с летальным исходом.
Однако сам факт внедрения специфических раздражителей отрицательного толка в программе человеческого бытия непоколебимо доказывает, а кому-то подтверждает колоссальную разумность и неистребимое желание Создателя совершенствовать Свое Творение. Это не что иное, как своеобразный карт-бланш, проходя непростые лабиринты которого, человек обретает качества, соответствующие тому стандарту, который Творец и замышлял, давая жизнь Своему новому проекту под названием «Человек». Да, он не прост, он сложен, многим кажется обременительным и непонятным (а как же жить без всего этого…).

Что нас всех довольно часто подводит при необходимости критического анализа собственных поступков? Мудрецы предостерегали: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим последствиям соблазнов есть соблазн, выраженный словами: как все». Просто те, кто опирается на подобный довод, забывают, что каждый человек – воплощение абсолютной и неповторимой индивидуальности с широчайшим спектром законсервированных (самим человеком) способностей. И, наверное, что еще тоже немаловажно, так это то, что нет и не может быть коллективной ответственности, есть только персональная (и за свою жизнь, и за свои поступки), как раз потому, что все мы неповторимы.

И когда нам удается полностью подавить то или иное искушение, можем поднять руки вверх и с гордостью сказать: «Я покорил мир».