Северо-Кавказский федеральный округ и перспективы Ставрополья

Северо-Кавказский федеральный округ  и перспективы  Ставрополья

Что такое Северо-Кавказский федеральный округ?

Своевременный ответ на этот вопрос мог бы многих успокоить. С правовой точки зрения, округ правильнее называть перечнем субъектов Российской Федерации, сгруппированных для оптимизации исполнения ряда полномочий Президента. У округа нет даже административных границ. Обычно юристами используется формулировка «субъекты Российской Федерации, находящиеся в пределах какого-либо федерального округа». Формулировка, конечно, неуклюжая, но юридически правильная. Написать в статье или докладе «субъект федерального округа» означает недостаточную юридическую грамотность.
Все сказанное – вовсе не казуистика. Округа создаются для осуществления управленческой деятельности Президента, для более удобной организации работы его Администрации. Полномочный представитель Президента – это работник Администрации Президента, но работающий не в столице, а на уровне группы регионов. По статусу – это федеральный государственный гражданский служащий. Безусловно, значение этого служащего велико – ведь он представитель главы государства. Но это значение вытекает из его функций и из полномочий Президента, а вовсе не из какого-то особого статуса округа, позволяющего взять да и отделиться от России. Это так же вероятно, как распад СССР не на уровне республик, а на уровне экономических районов или военных округов. Кстати, в современной России есть округа, определенные не в Указе Президента, а в федеральном законе. Это – арбитражные округа. Те из нас, кто напрямую не сталкивается с арбитражным правосудием, их не очень-то и замечают.
Итак, с юридической точки зрения округ нужен для облегчения работы Президента. Традиционно на уровне округа учреждаются управления тех федеральных органов государственной власти, руководители которых прямо подчинены Президенту. Можно ли учреждать подобные промежуточные управления не в округах, а ограничить их деятельность частью округа либо сделать одно управление на два округа сразу? Да, этот вопрос решается Президентом, он самостоятельно определяет систему и структуру прямо подчиненных ему органов власти.
Вообще, точка зрения, что именно усиление внимания Президента к проблемам Северного Кавказа, выразившееся в создании федерального округа, должно неминуемо привести к отделению субъектов – выглядит ни на чем не основанной. Скорее, к этому бы привело игнорирование проблем, которые, безусловно, существуют. Многие из них представляют собой серьезную угрозу для государства в целом. Ниже остановимся на них подробнее.

Что говорят?

В последние полгода даже те мои знакомые, кто никогда особенно не интересовался политикой, задают мне вопросы – что я думаю об СКФО и будущем Ставрополья? Часто они объясняют свою внезапную озабоченность тем, что они на днях «слышали». Конечно, людей можно понять.
Гораздо непонятнее выглядят действия некоторых представителей экспертного сообщества. Так, совсем недавно один кавминводский эксперт написал статью, где сравнил Ставрополье с Косово. Статья была опубликована на достаточно известном и посещаемом Интернет-ресурсе. Рекламировать подобные опусы было бы неправильно, но «разбор полетов» оттуда вполне допустим, тем более что он приблизит нас к цели – к пониманию обстановки.
Итак, эксперт предсказывает Ставрополью косовский сценарий. На чем же основаны подобные выводы?
Во-первых, причиной отъезда русских в другие регионы из некоторых районов Ставрополья эксперт называет ситуацию, складывающуюся в межэтнических отношениях. Но только ли это является причиной? А отсутствие работы, уровень зарплат и состояние инфраструктуры роли не играют? Большинство моих знакомых, или переехавших в Ставрополь из сел, или вообще уехавших в Москву, высказывались о причинах смены места жительства вполне определенно – уровень жизни был на первом месте. Фраза «большинство моих знакомых», конечно, не претендует на объективность, но оглянитесь вокруг, вспомните, сколько молодежи уезжает «за лучшей долей». Это не значит, что межэтнических проблем нет. Это значит, что этот фактор не единственный и зачастую не самый главный. В конечном счете, отток населения в крупные города, и прежде всего в Москву, характерен для многих регионов нашей страны, и переезжают люди разных национальностей.
Во-вторых, эксперт указывает на неравенство статуса Ставропольского края и республик. Это едва ли так. Да, есть разница в наименовании, есть некоторые нюансы в конституционно-правовом статусе республик, есть небольшие преимущества – например, свои конституции население республик принимает на референдуме, а в краях это делает высший представительный орган. Но делать из этого выводы о статусном неравенстве невозможно. Федеративная реформа практически нивелировала различия, региональное законодательство привели в соответствие с федеральным, а т.н. «назначение глав регионов» поставило жирную точку в спорах о равенстве и неравенстве. 
Далее указывается, что этноним «русские» нигде не зафиксирован. Что мы наблюдаем в реальности? Появилась «Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года», где слово «русские» применительно к той части населения, которую до недавнего времени называли этаким стыдливым эвфемизмом «русскоязычные», все-таки применяется, и применяется по делу. Очевидно, проблемы русских на Северном Кавказе не решить только лишь описанием их проблем, но то, что этноним крупнейшего народа нашей страны применяется в важном программном документе, то, что решение проблемы русских на Северном Кавказе наконец-то названо приоритетным направлением государственной политики – хороший признак.
Как бы то ни было, эксперт признает, что доля славянского населения в крае более 82%, а своеобразные рассуждения эксперта об укреплении статусных позиций некоторых этнических групп на Кавказских Минеральных Водах прямо противоречат активно распускающимся в нашем городе слухам об их массовом выезде в другие регионы. Как говорится, не знаешь, кому верить. Проблема в том, что сегодня выяснить национальный состав населения, долю представителей того или иного этноса в миграционных потоках – крайне сложно. Очень уж долго и упорно боролись с идентификацией и учетом по национальному признаку. Ведь считалось, что это может стать поводом для дискриминации. Теперь национальность, даже добровольно, в паспорте не укажешь – нет там соответствующего места. А без таких данных адекватное осуществление национальной политики, да еще в регионе, подобном Северному Кавказу, едва ли возможно. И, кстати, отсутствие идентификации по национальному признаку, судя по всему, далеко не всегда препятствовало дискриминации. Иначе мы бы не вели речь о проблеме русских на Северном Кавказе.
Какой вывод можно сделать? Если вы слышите об оттоке или массовом переселении представителей каких-либо этнических групп куда-либо, не торопитесь верить. Получить достоверную информацию по этому вопросу не так уж и легко. А исказить картину и плеснуть масла в тлеющие угольки паники желающих не так уж и мало.

Чем опасны слухи?

Кавказ в целом и Северный Кавказ в частности - одна из важнейших с точки зрения геополитики точек на планете. Наивно было бы думать, что на ситуацию не пытаются влиять внешние силы. Проще и дешевле всего это сделать, распуская слухи и устраивая провокации. Науке давно известно о том, как исключительно эффективно можно деструктивно влиять на общественные процессы с помощью «правильно подобранной» информации. Есть в социологии такая любопытная штука – «теорема Томаса». В чем смысл? В том, что «если люди определяют некоторые ситуации как реальные, эти ситуации реальны в своих последствиях». Как это работает? Представим себе, кому-то надо организовать отток русских с Северного Кавказа. Что делать? Распускать слухи о массовом отъезде русских, о массовом приезде на постоянное место жительства представителей тех этносов, присутствие которых может вызвать опасения, тревогу и т.д. Но это самый примитивный вариант. А хороший манипулятор так сможет сыграть на стереотипах, что диву даешься – тонко, правдоподобно, пугающе и, в принципе, практически непроверяемо. Причем есть мастера «забалтывать» позитивные события, есть выдающиеся умельцы по изготовлению слонов из мух. Много чего есть. В совокупности это называется спин-технологиями. Сейчас задача по их применению предельно упростилась – есть активные блоггеры, есть журналисты, их читающие… Вспоминаю майскую провокацию по «созданию Черноморского края», когда обсуждался законопроект, нереализуемый с юридической точки зрения, скажем мягко – не в полной мере грамотный. В конечном счете, эта тема украсила собой некоторые газеты, вызвала отклик экспертов и т.д.
Какой можно сделать вывод? Тот, кто верит и сам распространяет слухи о печальной участи Ставрополья «в составе» СКФО, к сожалению, невольно работает на тех, кто желает эту печальную участь нам устроить. Пока это не критично, но такая информация накапливается, подтверждает сама себя и, в конечном счете, влияет на ситуацию.
А есть ли что-нибудь хорошее в тревожности? Как ни странно, и хорошее в тревожных ожиданиях есть. Например, нельзя не отметить повышение активности славянских организаций, действующих, что радует, в правовом поле. Видно и изменение отношения власти к славянским организациям, готовность к диалогу. Другое дело, сотрудничество необходимо интенсифицировать.
В принципе, для исправления ситуации сделать можно многое. Но очень важно адекватно объяснять свои действия людям, чтобы еще раз не получилось так, как уже получилось, когда правильное управленческое решение было использовано для нагнетания паники.

О «незаметных» хороших новостях

Появление СКФО повлекло за собой многочисленные кадровые решения. Мы все прекрасно понимаем, как важно правильно решать кадровый вопрос, особенно в сферах обеспечения безопасности населения и противодействия терроризму. Как человек, имеющий некоторое отношение к политологии, я знаю, что важнее то, кто решает конкретные вопросы, а не то, какие структуры для этого созданы. Более того, репутация и «послужной список» ответственного работника, если таковые имеются, вполне могут быть использованы для повышения «уверенности в завтрашнем дне».
К сожалению, этого не происходит. Например, когда на одну из важнейших окружных должностей назначили человека, с первых дней принимавшего участие в контртеррористической операции в Чечне – он был на переднем крае, когда боевики напали на Дагестан, и свою задачу выполнял как надо, – это прошло незамеченным. То есть назначение успешного борца с бандитами на одну из ключевых должностей в округе оказалось неактуальным. А слухи о том, что «Северный Кавказ отделится от России, а Ставрополье отдадут в качестве отступного», продолжили распространяться.
Допускаю, где-то информация о том, какого человека назначили на важную должность, прозвучала. Но на общественное сознание она никак не повлияла. И этот пример далеко не единственный. К сожалению, сегодня все еще востребована работа в популярном стиле «скандалы, интриги, расследования», а это влияет на восприятие и снижает способность видеть и, главное, правильно рассказывать «о хорошем».
Собственно, даже такая важная проблема, как усиление террористической активности, как правило, не связывается с тем, что хозяева бандитов пытаются дискредитировать идею создания СКФО. А ведь это одна из наиболее очевидных версий. Или кто-то до сих пор верит, что действия террористов никем не координируются, а они занимаются самодеятельностью?
Вывод очевиден – информационная сфера одна из самых уязвимых. И при этом одна из самых важных. Задача грамотно освещать ситуацию и правильно расставлять акценты не означает, что нужна пропаганда и «промывка мозгов». Напротив – нужна защита от них, и прежде всего – через разоблачение манипуляций общественным сознанием.
Понимаю, некоторые скажут, что автор – очередной лакировщик действительности, что «все плохо» и «лучше не будет». Проблемы есть, и их никто не отрицает. Другое дело – не создание СКФО их породило, и без его создания их гораздо сложнее решать. О том, какие пути существуют для их решения, поговорим в следующий раз.
Максим Цапко,кандидат политических наук

(Продолжение в № 226)