Съезд словесников ликвидирует безграмотность?

Лариса Ракитянская

Съезд словесников ликвидирует безграмотность?

В середине ноября в Москве прошел Учредительный съезд общероссийского общественного объединения «Ассоциация учителей русского языка и литературы». В его работе приняли участие свыше 250 учителей русского языка и литературы из 82 регионов России. В составе делегации Ставропольского края были Наталья Бекетова (лицей № 14), Елена Лагутина (гимназия № 25) и учитель из Железноводска Владимир Безручко.

Съезд проходил незадолго до того, как стало известно: в ЕГЭ вернулось сочинение, а на Ставрополье разразился «литературный скандал» – бурно обсуждалась попытка подвергнуть сомнениям право классиков – С. Есенина и В. Набокова – находиться в списке изучаемых в рамках школьной программы по литературе. Вскоре после съезда произошло еще одно заметное событие на политической и культурной сцене страны – президент встретился с потомками классиков русской литературы, писателями и поэтами современности. Разговор шел все о том же – литература русскую душу волнует в любом «виде»: на уроке, на диване, на тусовке и в ГУЛАГе…

Об идеях, настроениях и планах новой организации журналист «Вечерки» расспрашивала Е. В. Лагутину, учителя русского языка и литературы, почетного работника общего образования, победителя ПНПО 2006 года, члена координационного совета Ассоциации в СКФО.

Главный политик – учитель!

– Елена Владимировна, как это вообще случилось – учителя объединились в целую Ассоциацию?

– Идея создания профильной общественной организации со всероссийским охватом обсуждается давно. Пожалуй, сейчас ее реализация актуальна как никогда. «Ассоциация учителей русского языка и литературы» имеет все основания стать той самой консолидирующей силой, которая позволит восстановить позиции русского языка и литературы в образовательном процессе и внесет существенный вклад в повышение статуса учителя-словесника, ведь каждый из нас понимает значение русского языка и литературы не только для консолидации многонационального российского общества, но и для формирования личности гражданина в духовно-нравственном и патриотическом ключе.

– Но все же инициатива создания Ассоциации принадлежит чиновникам (в частности, администрации Президента РФ). В Кремле утверждают (это мнение широко представлено в Интернете), что в создании Ассоциации нет никакой политики. Вы согласны с этим посылом?

– Каждый из нас понимает, что педагогическая профессия и педагогическая деятельность есть уникальное явление жизнедеятельности любого общества, страны, любой государственной системы. Учитель, говоря образно, есть самый главный политик, а педагоги – самая по-настоящему влиятельная и многочисленная политическая партия. Владимир Владимирович Путин на итоговой пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай» определил роль учительского сообщества в укреплении национальной идеи: «Роль образования тем важнее, что для воспитания личности, патриота нам нужно восстанавливать роль великой русской культуры и литературы. Они должны быть фундаментом для самоопределения граждан, источником самобытности и основы для понимания национальной идеи. Здесь очень много зависит от учительского, преподавательского сообщества, которое было и остается важнейшим хранителем общенациональных ценностей, идей и установок. И это сообщество, в широком смысле слова, скрепляет страну. И поддержка этого сообщества – один из важнейших шагов на пути к сильной, процветающей России».

Поэтому поддержка создания учительского сообщества в администрации Президента РФ, на наш взгляд, – свидетельство обращения внимания на педагогическую общественность словесников на самом высоком уровне, важный шаг в повышении статуса современного учителя.

Кого освобождать от безграмотности?

– Говорят, что основная цель организации – ликвидация неграмотности среди учащихся. Разве это не есть политическая цель? Само словосочетание – «ликвидация неграмотности» – ничего Вам не напоминает?

– Откровенно говоря, в Уставе созданной общественной организации цели ее определены несколько иначе: объединение усилий граждан в деле формирования бережного и ответственного отношения к русскому языку (сохранение, развитие, изучение); консолидация сил преподавателей в целях формирования интереса у школьников к богатому наследию русской классической и современной литературы; создание единого информационного пространства, необходимого для распространения в современном сообществе современных научных и методических технологий преподавания.

Другими словами, Ассоциация видит перед собой достаточно широкий круг задач.

Последняя попытка…

– Не превратится ли Ассоциация с громким названием в постоянно действующий семинар для повышения уровня квалификации самих учителей? Не окажется он еще одной площадкой для учителей элитных школ, не способной не только разрабатывать действенную форму подачи предмета, но и влиять на внедрение прогрессивных методов работы?

– Наверное, я ещё не готова делать далеко идущие прогнозы насчёт деятельности созданной Ассоциации. Ясно только одно: мы стоим у истоков важной общественной организации. Как сказал председатель исполкома Р. Дощинский, это не первая, но, возможно, последняя попытка создать Ассоциацию учителей русского языка и литературы. Высокие цели её создания понятны всем, а вот насколько она будет действенной, покажет жизнь. А пока уже в ближайшее время нам предстоит организовать региональные и местные отделения Ассоциации.