«Штрафная» предоплата, или Подводные камни покупки автомобиля

Иван Камаев
Торговля автомобилями – дело прибыльное и беспро-игрышное. Продается техника преимущественно под заказ с частичной предоплатой. А если покупатель задержится с деньгами, в ход пойдут штрафные санкции. Кое-где этими «наказательными» мерами очень увлеклись. «Подстроить» нарушение условий договора со стороны потребителя, как оказалось, проще простого. Ведь народ у нас по-прежнему доверчив. Многие по своей ленности или по причине спешки читают этот очень важный документ, что называется, по диагонали, а то и предпочитают выслушать его суть в изложении продавца, менеджера. В итоге сами себя наказывают.
 

В январе 2008 года Сергей Владимирович Г. заключил договор с одним из автосалонов Ставрополя на поставку автомобиля «Форд-Мондео» стоимостью 819500 рублей. Внес 50 тысяч рублей в качестве предоплаты — этой суммы, как разъяснил менеджер, будет достаточно. Тогда Сергей Владимирович даже не задумался над тем, почему названный работником автосалона размер аванса занижен в несколько раз. По условию договора эта сумма составляла 50 процентов от стоимости автомобиля. И уж тем более не ведал, какие последствия его ждут. Договор Г. завизировал не читая. По его просьбе менеджер озвучил лишь некоторые пункты документа. Но к этому мы вернемся ниже.

В феврале Сергей Владимирович вновь приехал в автосалон — решил доукомплектовать «Форд» системой круиз-контроля. Тем более что до поставки техники было еще несколько месяцев. В договор внесли соответствующие изменения. Г. выдали на руки и экземпляр дополнительного соглашения, один из пунктов которого гласил: в случае изменения заводской цены на автомобиль заказчик вправе отказаться от него, при этом штрафные санкции со стороны исполнителя не предусматриваются.

А в марте Сергею Владимировичу сообщили: автомобиль подорожал. У покупателя есть десять дней на размышления. Сергей Владимирович решил отказаться от автомобиля. Написал заявление о расторжении договора купли-продажи и возврате внесенной суммы предоплаты. Но домой (а мужчина проживает в Армавире) Г. уехал без денег. Сергею Владимировичу объяснили: заявление должен подписать директор, которого на данный момент нет. Позже сообщили, что руководитель в командировке…

Не дождавшись ответа, Сергей Владимирович тогда позвонил в российское представительство компании «Форд» в Москве. Его работники сообщили: решение проблемы возврата денег — в компетенции дилера предприятия, то есть ставропольского автосалона.

Г. обращается в отдел защиты прав потребителей краевой службы Роспотребнадзора. Для проверки жалобы его специалисты выезжают в автосалон. Работники торгового предприятия пытаются переложить вину на Г.: мол, он нарушил условия договора, не перечислив полагающуюся сумму предоплаты в размере 50 процентов от стоимости «Форда», отказался от автомобиля. Поэтому аванс — 50 тысяч рублей — пойдет в качестве уплаты штрафа.

Во время проверки выяснилось, что менеджер, который ввел в заблуждение Г. по поводу размера аванса, уже уволился. «Исчезло» и написанное Сергеем Владимировичем заявление о расторжении договора купли-продажи.

Дальнейшее общение «защитники» предпочли вести с юристом автосалона. Указали на пункт дополнительного соглашения о праве заказчика отказаться от поставки автомобиля в случае изменения заводом стоимости техники и неприменении в этом случае штрафных санкций. С этим аргументом юрист согласился. А вскоре Сергею Владимировичу вернули уплаченные деньги.

Нужно сказать, что это – не первая жалоба на автосалон. Отдел защиты прав потребителей комитета экономразвития и торговли городской администрации недавно разбирался с ситуацией, связанной с задержкой поставки автомобиля. Потребитель выполнил свои обязательства, вовремя внеся предоплату. Только вот в договор автосалон внес «смягчающие» для себя меры финансовой ответственности – выплату неустойки в размере 0,03 процента от суммы, поступившей в кассу предприятия, за каждый день просрочки выполнения заказа. При том что еще с декабря 2007 года Законом РФ «О защите прав потребителей» предусмотрен другой размер пени – 0,5 процента суммы предоплаты товара. Зато за каждый день «ответственного хранения» (так указано в договоре) автомобиля с момента поступления исполнителю заказа и до передачи товара покупателю автосалон предусмотрел оплату в размере 1 процента от стоимости техники (а это при цене автомобиля в полмиллиона рублей — 5 тысяч в день, неплохой «навар»). Но «прописать» в документе свое обязательство о своевременном оповещении поступления транспорта в магазин (в течение какого времени – часов, суток) торговое предприятие не озаботилось. Как и указать условие о сроке передачи автомобиля потребителю, как требует этого закон.