Сквозь время

Сергей Гаврилюк

В Ставрополе открылась выставка, приуроченная к 260-летию Академии художеств

Александр Плотников

Ставропольский краевой музей изобразительных искусств представил новую экспозицию «Академическая школа искусства» к 260-летию Академии художеств. Профессионалы и любители смогли по достоинству оценить оригинальные картины мастеров живописи и в буквальном смысле соприкоснуться со временем, ведь в залах музея свои места на стенах заняли работы прошлых веков.

Александр Плотников

В рамках новой выставки несколько залов музея превратились в некую машину времени: от академического периода и до послереволюционных полотен. В каждом зале собрались заинтересованные воспитанники и педагоги художественных учреждений, всматриваясь в детали, сравнивая и сопоставляя между собой кисти художников, цветопередачу и подход к написанию. Менее опытные любители застывают перед каждым новым полотном как перед чудом. Таковыми, например, оказались работы Ивана Константиновича Айвазовского «Вид Тифлиса» и «Вид Судакской бухты». Как отметили сотрудники музея, хотя выставка обширна в плане имён, картины Айвазовского занимают в ней особое место. Глядя на них, словно погружаешься в мир полотна, высматривая каждую деталь и слегка прищуриваясь от света, настолько умело работал с ним Иван Константинович.

Александр Плотников

Талант, как известно, нуждается в развитии и тренировках, иначе толку от него никакого не будет. Это развитие дала великим художникам Императорская Академия художеств, учрежденная в 1757 году в Санкт-Петербурге. Самые первые занятия проходили прямо в особняке Ивана Шувалова. За счет собственных средств он в кратчайшие сроки превратил Академию в престижное заведение, обучение в котором длилось 15 лет.

Александр Плотников

Долгие годы Академия оставалась единственным художественным центром страны. В неё приходили дети от пяти лет и постепенно входили в мир изобразительного искусства, а вместе с тем постигали и общеобразовательные предметы: географию, иностранные языки, историю, мифологию, астрономию. В Академии существовало четкое разграничение стадий обучения и рангов среди воспитанников. К преподаванию привлекались мастера из Франции, Италии и Германии, но постепенно их ряды пополнили и русские маэстро.

К 1863 году благодаря 14 талантливым художникам жёсткая академическая система претерпела изменения. Выпускники отказались писать дипломные работы на заданную тематику и попросили вместо пира Одина в Вальгалле выбрать собственный сюжет, но Совет отказался идти им навстречу. Тогда 14 бунтовщиков, среди которых известный художник Иван Крамской, покинули заведение и организовали Санкт-Петербургскую артель художников. Парадоксально, но впоследствии восемь из них впоследствии получили звания академиков. А в 1893 году в Академии появился новый устав, позволявший брать в ряды преподавателей художников «со стороны», что позволило существенно «омолодить» и обновить базу.

Однако после революции 1917 года Академия художеств превратилась в художественные мастерские, можно сказать, что на этом её история кончается. Но сегодня её традиции продолжает нести Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

Александр Плотников

Спустя 260 лет красочные работы мастеров кисти экспонируются в Ставрополе. После небольшой лекции гости музея продолжают знакомство с миром Академии. Стены музея хранят картины прославленных мастеров, таких как Иван Айвазовский, Павел Брюллов, Архип Куинджи, Рафаил Левицкий и многих других. В одном из залов выставлено полотно Евгения Дюккера «Приближение грозы» 1896 года. В кино есть такое понятие, как «саспенс», нагнетание; с чем-то подобным сталкиваешься и здесь. Безмятежный пейзаж постепенно сменяется бурей, кажется, что видишь не картину, а полноценный фильм: издалека надвигаются свинцовые тучи, и свет постепенно уходит, освещая яркими вспышками первый план. Эдакое затишье перед бурей.

Ещё одно полотно, привлекшее моё внимание, - «Вечерний пейзаж» Аполлинария Горавского, 1855 год. Глаз цепляется за одинокую избу, выглядывающую из-за деревьев. Густая зелень под пробивающимся сквозь облака вечерним солнцем оживает и словно колышется под легким ветром.

Александр Плотников

Ещё один зал отведен под послереволююционные работы художников, которые обучались по тем же «академическим» стандартам уже после расформирования оригинального заведения. Одним из первых попадается глазам «Портрет Дзержинского», выполненный Александром Герасимовым, первым президентом Академии художеств СССР. Последняя была открыта в Москве как раз на основе той самой Императорской Академии художеств. Рядом работа Юрия Белова «В перерыве II съезда РСДРП». Подобные картины часто становились иллюстрациями в учебниках истории. Возможно, поэтому она выглядит так знакомо.

Интересно, что хотя все художники, десятки, сотни, тысячи, воспитывались на академических стандартах, их работы такие разные: сдержанные в цвете «питерские» полотна и играющие цветами «московские», строгие и детализированные полотна XIX века и более динамичные века двадцатого. Так, прогуливаясь из одного зала в другой, видишь, как идет время, развивается искусство, как художники видят этот мир и через призму «академии» запечатлевают его на холсте. Постепенно краска даёт маленькие трещины, которые видно лишь при приближении: в этот момент понимаешь, что полотно, словно мудрый старик, спешит донести весть из далёкого прошлого.

 

 

музей, ставропольский краевой музей изобразительных искусств, художники, Академия художеств