Сложенные крылья

Василий Скакун

Время не хочет поджидать двоечников жизни, оно прямолинейно движется вперед.

Ведь и на самом деле на каждый промежуток нашей жизни нам представляется некая возможность вобрать в себя те или иные знания, ту или иную информацию, которые и даются нам сообразно тому времени, которое мы проживаем. В начальной школе мы просто обязаны научиться грамоте, и первое слово, которое малыши, кряхтя, выводят в своих тетрадях, неизменно «мама» вне зависимости от того, Россия это, Германия или Гаити; и удостовериться, что в любой точке мира дважды два четыре, и никак иначе. Подрастая, узнаем, что сумма всех углов треугольника, как ни крути, всегда сто восемьдесят градусов, и что был когда-то давно такой умный дядя, которого звали Архимед, и что он грозился рычагом приподнять Землю, если ему дадут точку опоры (хорошо, что не дали, а то не пойми что было бы). И вся эта информация силами великих умов ученого сообщества все время поднимает человечество на все более высокую ступень этого общего объема знаний, постоянно внедряемых в наши жизни. Однако наряду со знаниями законов физики и химии человек просто обязан параллельным курсом обретать знания о самом человеке, о тех законах, внедренных в жизнь, и в которых ему более комфортно жилось бы на этой планете. И поэтому мудрецы предупреждали: «Самый печальный аспект современной жизни состоит в том, что наука накапливает знания быстрее, чем общество накапливает мудрость». Наука просто убежала вперед на несколько веков, оставив позади нравственность и все то подобное, что не преподают в школах.

Но тем не менее приходит время, и жизнь пытается научить нас самостоятельно зарабатывать себе кусок хлеба, так как в ином случае человека нельзя считать полноценным членом сообщества, иначе тогда этот его кусок хлеба должен зарабатывать для него кто-то другой. Затем приходит время заводить свою семью, сооружать собственное гнездо, и, быть может, вначале оно может выглядеть как некий шалаш, в котором говорят с милым рай, ну а затем этот шалаш может несколько видоизменяться (по истечении времени и возможностей) в размерах и в качественном плане. И таким образом, если мы особо не противимся всей той информации, всем тем знаниям и не кочевряжимся от чрезмерной ласки родственников, то из нас обязательно вырастает добротный человек, вполне ответственный и за свою собственную жизнь, и за жизнь всей семьи.

Но та самая жизнь, как оказалось, устроена таким образом, что наряду с ощутимым желанием получить кое-какие знания и информацию, в каждого из нас не забыли вложить и матушку-лень в сочетании с чисто национальным качеством, именуемым «авось», которые отчаянно сопротивляются всем тем посылам, на которые необходимо затрачивать и личное усилие, и личное время. Но все дело в том, что время жизни и на самом деле не желает иметь дело с второгодниками и прогульщиками, оно неустанно движется вперед, а там, впереди, уже стоят новые задачки, которые, если не разобрались в старых, довольно трудно взять штурмом. И на самом деле был прав В.Г. Белинский, говоря: «Разум дан человеку, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он видел, что живет неразумно». И получается так, что жизнь как таковая выглядит постоянной борьбой за тот промежуток времени, в котором мы как бы обязаны выполнить те или иные ее поручения.

И как тут не согласиться с Фейхтвангером, который утверждал: «Мало кто понимает, что мы не идем по жизни, а нас ведут по ней». Но абсолютное большинство нас, людей, возможно с большой натяжкой и согласятся с тем, что в начальной стадии жизни мы наверняка и обязаны загрузить себя неким объемом знаний, ну а затем зачем они – что за глупость, и так все понятно: клади кирпич на кирпич, получай копеечку, вот и весь спрос, плюс семья, дети. Помните, как в фильме «Белое солнце пустыни», когда Абдулла говорит Верещагину: «Ну, что нужно человеку в старости – хорошая жена, хороший дом...» (куда, мол, лезешь, зачем). Но точно так же, как и таможеннику Верещагину, кроме всего прочего (хорошей жены и хорошего дома), еще и «... за державу обидно», так же и некоторые из нас ищут способы воплощения некой внутренней энергии, основанной на той самой нравственности.

И в этой связи прозорливые люди заметили: «Мы ходим кругами, так ограниченные нашими собственными заботами, что больше не в состоянии увидеть разницу между истиной и ложью, капризом гангстера и чистейшим идеалом».

И оказывается, что тех знаний, которые мы получили в школе и, быть может, в иных вузах, их так мало, потому как они не научают самой жизни, и оказывается, что у этой жизни есть свои предметы, которые она постоянно и подсовывает нам. И ведь вот что странно – учебниками по этим предметам нас не снабдили, а спрашивают. И как часто мы не справляемся (опять получаем неуд) или, образно говоря, опять наступаем на те же грабли. И как бы мы ни пытались их упрятать в дальний угол сарая, приходит время, и те же самые грабли опять кто-то подсовывает нам в самое неподходящее время.

Мудрые говорили по этому поводу: «Как только вы преодолели трудность, вы обнаруживаете, что она повторяет себя на более высоком и тонком уровне. Она все-таки самая существенная слабость в вас самих, с которой вам приходится столкнуться лицом к лицу в более утонченной форме».

Значит, неуловимое Время и Жизнь требуют от нас постоянной настороженности при решении тех или иных проблем. Но самое интересное это то, что если мы думаем, что окончательное решение этих задач здесь, во внешней жизни, так мы глубоко заблуждаемся. Теперь после того, как мы усвоили, что такое дважды два, жизнь страстно желает обучать нас внутренним законам, ибо причины всех внешних недоразумений находятся внутри. Но основная масса народа не воспринимает эти законы и просто игнорирует все ее посылы. И в этой связи нам, сложившим крылышки, все время невдомек, а почему многое, чего бы так хотелось достичь, не достигается – как будто руки коротковаты.

Оказывается, существует прямая взаимосвязь между тем, что накоплено внутри, и тем, что мы в этой связи можем реализовать снаружи. Это такой же непреложный закон, как дважды два четыре. И чтобы получать эти знания, никак не получается отсидеться на бережечке с удочкой; от них (их действия) не спрятаться, не скрыться. Ибо в ином случае придется покориться судьбе и ждать, когда она будет пинком под зад загонять нас в ту или иную сложность бытия. Мудрецы поучали: «Чтобы сделать в мире что-нибудь достойное, как и обогатить себя знаниями жизни, нельзя стоять на берегу, дрожа и думая о холодной воде и опасностях, подстерегающих пловцов. Надо прыгать в воду и выплывать».