Смертельный переход

Наталья Ардалина

Второй год тянется разбирательство по поводу дорожно­транспортного происшествия на улице Апанасенковской Ставрополя, в результате которого погиб пожилой мужчина. Он, как законопослушный гражданин, переходил дорогу по пешеходному переходу. И уже почти перешел – до тротуара оставалось около метра, когда его сбил легковой автомобиль «Жигули» первой модели. Через несколько дней 66­летний Анатолий Мануйлов скончался в больнице. А по факту до сих пор даже не возбуждено уголовное дело.

«Вечерка» писала об этой аварии еще летом прошлого года, когда вдова погибшего Любовь Андреевна поняла, что правды иным путем не добиться («ВС»
№ 137 от 29 июля 2006г., ст. «Пешеходный переход – опасная зона!»). Напомним, несчастье случилось в конце января прошлого года. Анатолий Федорович вышел из магазина, расположенного напротив остановки «Мельзавод», пропустил «Газель» и по нерегулируемому пешеходному переходу двинулся вперед. Со стороны цирка двигалась «копейка». Поскольку в этот момент никаких других автомобилей на дороге не было, время дневное, не заметить пешехода было невозможно. Впрочем, водитель и не говорил, что не заметил. По его словам, он лишь предположил, что пешеход сам уступит ему дорогу, и поэтому не снизил скорость. Интересно, в каких правилах дорожного движения записано, что на пешеходных переходах не водитель уступает дорогу пешеходу, а наоборот?

Позже эксперт установит, что скорость автомобиля была близка к максимально разрешенной в городе, то есть выше 50 км/ч, и это на мокрой дороге, вблизи пешеходного перехода, по которому к тому же двигается человек. Траектория движения автомобиля также четко видна на схеме: он даже не пытался обогнуть мужчину, который практически дошел до противоположной стороны проезжей части, наоборот, автомобиль двигался по косой в сторону тротуара. Поэтому весьма странно выглядит заключение эксперта: «Водитель не располагал возможностью экстренным торможением предотвратить наезд на пешехода». Да, собственно, можно было и вообще не тормозить, а просто слегка повернуть руль влево – ведь дорога была пустой, а Анатолий Мануйлов находился почти на обочине. Тем более странным кажется, что эксперт не видит в действиях водителя нарушений ПДД, ведь нам с детства внушают: переходи дорогу только по пешеходному переходу. Выходит, и здесь могут сбить и остаться безнаказанными?

Внук погибшего Анатолия Федоровича, Петр, оказался на месте происшествия буквально через несколько секунд, он еще успел поговорить с дедом, который вскоре впал в кому. И он, и жена пострадавшего видели, что разбитую машину милиционеры сразу «отпустили» домой, не проводя никаких экспертиз. Водителю, по словам следователя, было выдано направление на медицинское освидетельствование. Но поехал ли он туда сразу, вот в чем вопрос. Дело в том, что внук Петр смотрел журнал, в котором должны регистрировать всех прошедших освидетельствование, и уверен, что запись о данном водителе сделана поверх другой.

За прошедший год вдова погибшего Любовь Андреевна уже прошла все инстанции по нескольку раз: поначалу ее просто никто не информировал о ходе расследования, и только через два месяца после происшествия узнала, что в возбуждении уголовного дела отказано. Потом трижды материалы проверки на дополнительное расследование в следственный отдел по ДТП возвращала прокуратура Ленинского района Ставрополя. Замечаний была масса, раз за разом их по одному устраняли, в конце концов, через несколько месяцев после аварии и прокуратура согласилась с позицией следователей. Настала очередь судов: сначала районный суд решает, что в возбуждении уголовного дела отказано правомерно, затем краевой суд данное решение отменяет. Новое рассмотрение в районном суде не состоялось, так как постановление об отказе в возбуждении уголовного дела вновь отменяют: 20 ноября прокурор Ленинского района Андрей Власов возвращает материалы следователю для организации дополнительной проверки.

В декабре прошлого года на место аварии вновь выехали следователь и свидетели, которые видели, как произошло столкновение. Произвели замеры, и оказалось, что отдельные размеры не соответствуют указанным на схеме ДТП. Материалы отправили на новую экспертизу. И вот перед нами очередное постановление следователя ССО по ДТП при ГУВД СК об отказе в возбуждении уголовного дела, датированное 10 марта уже этого года. Цитируем: «…была назначена дополнительная судебная автотехническая экспертиза, производство по которой по настоящее время не окончено. Таким образом, в настоящее время не представляется возможным установить, имеется ли в действиях водителя К. состав преступления…» И это повод для отказа?

Следователь объяснил, что у него просто вышел срок, в течение которого он должен был принять решение. Возможно, в ближайшие дни результаты экспертизы все же придут, возможно, будет назначена еще одна. В общем, как отмечает Любовь Андреевна, сплошная волокита, перекидывают материалы туда сюда, а толку нет.

Сегодня к делу уже подключились краевая прокуратура, уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае. Кстати, в офис последнего жалобы на следственный отдел по ДТП поступают далеко не в первый раз, и даже имена следователей помощникам Алексея Селюкова хорошо знакомы. Но Любовь Андреевна уже устала бороться. Если поначалу она ездила в милицию одна, то теперь боится, потому что считает, что относятся к ней явно враждебно. Да и информацию приходится буквально выпрашивать, если сам не обратишься, нет гарантии, что тебе ее предоставят.

В офисе уполномоченного по правам человека убеждают, что опускать руки нельзя, нужно бороться до конца. Собственно, там искренне удивляются, почему следователи так упорно настаивают на невиновности водителя.

Замечу, этот случай – не исключительный. Обращалась к нам в редакцию женщина, чью дочь сбила маршрутка. Сначала в ГАИ рассказали, что потерпевшая двигалась по тротуару, а позже информация оказалась слегка «подкорректированной», мол, шла она по бордюру. Водителя наказали штрафом в полторы тысячи рублей. Видимо, он и сегодня возит пассажиров по Ставрополю. Так что, уважаемые горожане, имейте в виду, каждый раз, переходя дорогу даже на зеленый сигнал светофора, вы рискуете жизнью.