СМИ — «параллельная школа»

Лариса Ракитянская

Конец августа — время, когда педагоги города традиционно собираются на «сверку часов» перед началом нового учебного года. Вся неделя до этого события прошла под знаком городского педсовета. «Круглый стол» на тему «СМИ — параллельная школа» для детей» — одно из таких мероприятий.

Что такое лапоть и плейбой?

Ответить на этот вопрос попросила 11-классников учительница… математики. Что бы вы думали? Наиболее характерные ответы большинства: «лапоть» — не очень умный человек, а «плейбой» — эротический журнал.

Вот они, последствия «компьютерно-телевизионной» информационной культуры — той самой, которую принесла в нашу жизнь глобализация. И мы все чаще говорим: огромный поток информации, обрушивающийся на наших детей, может сослужить им недобрую службу. И констатируем факт: российская школа оказалась не вполне готова к появлению конкурента — «параллельной школы» в лице электронных СМИ, и потому она проигрывает ей в общекультурном образовании.

Но не все так плохо — к такому выводу пришли педагоги лицея № 35, попытавшись выяснить, а что же интересует их учеников, как они получают знания вне классных стен — сидя у телевизора и монитора компьютера, шагая по улице с наушниками от плеера, читая книги, журналы и газеты. Оказалось, что детвора в возрасте от 9 до 15 лет все же читает. Правда, на первом месте в «рейтинге» досугового и познавательного чтива лидирует Дж. Роулинг с ее «Гарри Поттером», на 3 — 4 местах стоят научно-познавательные и публицистические журналы, а дети более старшего возраста к тому же Интернету обращаются больше не в поисках развлекательной информации, а для подготовки домашних заданий, докладов и рефератов.

Кстати, такой анализ в Ставрополе провели в этом году среди 170 детей — не только в школах, но и в лагерях — «Лесной поляне» и «Веселом улье». Ребятам предложили ответить на вопросы: что для меня телевидение, какие радиостанции ты слушаешь, какие книги любишь читать, какие журналы и как часто пользуешься Интернетом. Опрос показал: дети любят развлекательные передачи, сериалы, фантастику. Лишь немногим нравится смотреть новости и передачи о животных. Из 170 опрошенных ровно половина любит слушать радио — в основном музыкальные программы.

Неправда, что мы ищем негатив!

Дмитрий Елшанский и Екатерина Романенко, старшеклассники лицея № 35, тоже стали участниками «круглого стола». Они попытались разрушить стереотип о том, что подростки ищут в Интернете и электронных СМИ только развлекательно-негативную информацию, и рассказали, что хотят видеть на экране и о чем читать в газетах, слышать по радио. Дима привел в пример свои — совместные с лицеистами — первые опыты работы с телекамерой. Они сняли социальный ролик о том, что видели вокруг лицея. «Мы — против курения!» — такова была тема, и камера запечатлела то, как здоровый образ жизни в лицее становится нормой. Оказывается, популярными личностями, лидерами здесь являются спортсмены, музыканты и художники. Но вот за стенами школы безжалостный объектив увидел окурки и банки из-под пива и тоников, курящих юношей и девушек. Этот контраст в снятом ребятами ролике весьма прямолинеен — таково уж их максималистское видение жизни. Но Дима считает, что подобные сюжеты должна видеть не только узкая лицейская аудитория: нужен и выход на большой — краевой или городской — экран, тогда и действенность школьных СМИ будет выше. И чтобы выход такой программы в эфир был удобным для ребят — в «смотрибельное» время, желательно, когда все школьники оказываются дома.

Катя Романенко тоже голосует «за» газету, журнал или ТВ-программу специально для подростков. Она считает, что СМИ должны не только нести какую-то познавательную информацию, но и пропагандировать «миротворческий» образ жизни. «Но, увы,  — говорит Катя, — дети видят по ТВ только катастрофы, результаты терактов, трагедии, убийства. Это пугает, угнетает — мы начинаем жить в страхе за свое будущее. Да и художественные фильмы — посмотрите на одни их названия — шокируют. Нам и кино словно подсказывает, каким нужно быть — жестоким, бессердечным — чтобы выжить в этом ужасном мире насилия»…

Катя рассказала, что школьная газета провела опрос ребят, чтобы выяснить, нужно ли печатное издание для широкой подростковой аудитории. Да, нужно, сказали в один голос ребята. А самыми популярными рубриками в нем были бы «Школьная жизнь», «ЕГЭ», «Новости мира», «Мы и спорт» и «Проба пера». И еще нужна телепередача — пусть ее готовят сами ребята, например, в форме «видеомоста»…

Взрослые услышали!

«Круглый стол» закончился, а обсуждение темы пошло уже в неформальной обстановке — завязались знакомства, новые идеи принялись витать в воздухе. А в официальную резолюцию этого «участка» августовского педсовета вошли ключевые моменты — как «навести мостики» между школой и СМИ города и края, как ответить на социальный заказ детской аудитории делом. Говорили о проблемах общекультурного образования — о знании русского языка и литературы, о роли семьи в том, как помочь ребенку отделить зерна от плевел в огромном информационном потоке.

Организатор «круглого стола» — управление образования администрации г. Ставрополя — увидел для себя массу точек приложения усилий в формировании модели образовательного пространства города. Педагогов готова поддержать и наука — об этом говорили доцент СГУ Марина Корнеева и журналисты-практики из «Комсомольской правды», «Вечернего Ставрополя», ГТРК «Ставрополье», АТВ-Ставрополь и «Радио «Европа+».